Экс-глава пенитенциарной службы Старенький: Колонии и СИЗО на Донбассе стали единственными госучреждениями, которые последними опустили украинский флаг
С началом войны на Донбассе сотрудники тюрем и СИЗО на востоке постоянно звонили в Киев, спрашивали: "Что делать? У нас тут украинской власти уже нет". Заключенные и администрация надеялись, что их эвакуируют, но, по сути, Украина вычеркнула исправительные учреждения, оставшиеся на оккупированной территории Донбасса, заявил "ГОРДОН" глава пенитенциарной службы в 2014 году Сергей Старенький.
С началом войны на востоке Украины единственным исправительным учреждением, которое удалось эвакуировать на подконтрольную территорию, стала Краснопартизанская исправительная колония №68 для женщин в Луганской области. Об этом в интервью изданию "ГОРДОН" рассказал глава Государственной пенитенциарной службы в 2014 году Сергей Старенький.
"В начале июля 2014-го мы начали эвакуировать колонии, но через пару дней меня отстранили от должности, а в августе уволили. Как раз в это время начался Иловайский котел. Начальники колоний не знали, к кому в Киеве теперь обращаться. Я успел эвакуировать только Краснопартизанскую исправительную колонию №68 для женщин. После моего увольнения все заглохло. По сути, Украина вычеркнула колонии и СИЗО, оставшиеся на оккупированной территории Донбасса", – сказал Старенький.
Он отметил, что в первые месяцы работы в пенитенциарной службе занимался тюрьмами и СИЗО на Донбассе, которые оказались между двух огней.
"Ситуация с колониями и СИЗО на востоке была моей основной головной болью первые месяцы работы на посту главы пенитенциарной службы. И заключенные, и администрация тюрем оказались меж двух огней. Попробую без пафоса, но колонии и СИЗО на Донбассе стали единственными госучреждениями, которые последними опустили украинский флаг. Милиция, СБУ, прокуратура, пожарники и МЧС сразу или чуть позже перешли на сторону "ЛНР/ДНР", – заявил Старенький.
Экс-чиновник отметил, что приходилось идти на переговоры с пророссийскими боевиками, чтобы обеспечить безопасность в колониях и СИЗО Восточной Украины.
"Страх "что же будет дальше?" у заключенных в Крыму и на Донбассе был. Они очень надеялись, что их всех эвакуируют. С началом войны мне постоянно звонили сотрудники тюрем на Донбассе: "Что делать? У нас тут украинской власти уже нет". Приходилось тушить пожар в ручном режиме. Мы выбрали переговорную позицию, объясняли боевикам: мы вне политики, для нас главное – чтобы с администрацией и заключенными все было нормально, чтобы они были живы, чтобы обеспечивались питание, медицина и так далее", – подытожил Старенький.
"В Лукьяновском СИЗО правят блатные и деньги, а воровской общак составляет около $500 тыс." Полная версия интервью с Сергеем Стареньким
Вооруженный конфликт на востоке Украины начался в апреле 2014 года. Боевые действия ведутся между Вооруженными силами Украины и пророссийскими боевиками, которые контролируют часть Донецкой и Луганской областей.
На оккупированной боевиками территории Донбасса находятся 27 пенитенциарных учреждений. В августе 2015 года первый вице-спикер Верховной Рады, представитель Украины в трехсторонней контактной группе Ирина Геращенко заявляла, что около тысячи заключенных из примерно 10 тысяч, оказавшихся на оккупированной территории, хотели бы отбывать наказание в украинских тюрьмах и колониях.
Согласно данным ООН на июнь 2017 года, из тюрем "ДНР" на подконтрольные Киеву территории были переведены 147 заключенных, осужденных в Украине еще до начала войны на Донбассе. Боевики "ЛНР" заключенных Украине не передают, сообщил в интервью "Интерфакс-Украина" в апреле этого года заместитель министра юстиции Украины Денис Чернышов.
В марте 2017-го Россия передала Украине 12 заключенных из Крыма. Все они были осуждены до аннексии полуострова Россией и выразили желание отбывать наказание на материковой части Украины.