РФ за более чем год завербовала для диверсий около 175 украинских подростков – СБУ
С весны 2024 года Служба безопасности Украины задержала более 700 человек, причастных к шпионажу, поджогам или диверсиям по заказу страны-агрессора РФ. Об этом 30 июня сообщила Financial Times со ссылкой на представителя СБУ Артема Дехтяренко.
В комментарии изданию представитель украинской спецслужбы отметил, что 25% задержанных, а именно 175 человек, были младше 18 лет.
Большинство задержанных шли на сотрудничество с агрессором сознательно, однако были и обманутые. По словам Дехтяренко, именно подростки не могут предусмотреть последствий своих действий, что и делает их особенно уязвимыми для вербовки россиянами.
Представители агрессора, как правило, вербуют украинцев через социальные сети и мессенджеры (Telegram, Discord, WhatsApp, Viber), предлагая быстрый и легкий заработок. После установления контакта с человеком, ему предоставляют задачу: от фото военного объекта или системы противовоздушной обороны до установления взрывчатки и поджога, например, объекта энергетической инфраструктуры. За это россияне обещают от $100 до $1 тыс.
Как сообщила ювенальная полиция, до конца мая 2025-го около 50 несовершеннолетних украинцев заявили о попытке их вербовки через мессенджеры.
Контекст:
Нацполиция сообщала, что в начале 2024 года в социальных сетях активизировались спецслужбы страны-агрессора: представители РФ вербовали подростков в разных городах Украины для поджогов автомобилей, принадлежащих военнослужащим. Только первые два месяца лета поджоги автомобилей фиксировали в Киеве, Днепре, Ровно, Львове, Одессе, Харьковской области.
В декабре СБУ запустила официальный чат-бот "Спали ФСБешника", через который можно сообщать о попытках оккупантов завербовать украинцев.
В начале февраля 2025 года министр внутренних дел Украины Игорь Клименко сообщал, что правоохранители составили "портрет" украинцев, которых российские спецслужбы вербуют для осуществления диверсий. Это, по его словам, в большинстве своем подростки и молодые люди в возрасте до 22–23 лет. Спецслужбы России заинтересовывают их объявлениями о легкой подработке, однако завербованные обычно не получают обещанного денежного вознаграждения.