Фесенко: Европа не знает, как реагировать на всплеск мусульманского радикализма G

Фесенко: Идеологический конфликт между мусульманской и западной культурами – это одно из самых острых противоречий
Фото: inpress.ua

Во  Франции уже лет 15 идут дискуссии по поводу того, стоит ли  усиливать ограничения жесткого мусульманского радикализма, сообщил политолог, глава центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

В Европе пока не знают, как реагировать на всплеск мусульманского радикализма, на стремление исламистов навязать свою точку зрения. Такое мнение высказал в интервью изданию "ГОРДОН" политолог, глава центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.

"Я бы не сводил все просто к противостоянию Запада и исламской цивилизации. Дело в том, что внутри самой исламской цивилизации тоже ведь серьезные противостояния существуют. У нас не все знают, но конфликт между шиитами и суннитами подчас острее и жестче, чем конфликт между радикальными мусульманами и христианами. Там более жесткие линии противостояния проявляются. Сам всплеск мусульманского радикализма, стремление навязать свое мировоззрение – это сейчас действительно вызов, и не только политический, террористический, но и вызов идеологический в том числе. Европа не знает, как на это реагировать", – сказал он.

По мнению политолога, Европе все же придется проводить более жесткую политику в отношении иммигрантов.

"Вероятно, придется, как это сделали американцы, проводить более жесткую иммиграционную политику. С другой стороны, может быть, нужно более жестко подходить к деятельности разных мусульманских организаций. Либеральная реакция, толерантная пусть будет, хотят носить хиджабы – пусть носят хиджабы. Но в итоге происходит навязывание этих стандартов либеральной Европе, и Европа со своим подходом мультикультурализма не знает, как реагировать на этот вызов. А придется реагировать.

Рост популярности правых и праворадикальных политических сил, антииммигрантских движений в Европе неизбежно будет приводить к тому, что Европа будет жестко реагировать либо менять правила иммиграционной политики. Иначе эти проблемы будут только нарастать", – сообщил он.

Фесенко считает, что за терактом в Париже не последует каких-то радикальных мер.

"Реакция Запада будет достаточно стандартной в том смысле, что это не первый теракт. Они различаются по способу, по деталям, по обстоятельствам, но это далеко не первый и, к сожалению, не последний теракт, который происходит в Европе и в европейских столицах, связанный именно с мусульманским терроризмом. Это уже глобальная проблема. Спецслужбы будут действовать по стандартной схеме – усилят меры безопасности. Можно предохраниться от всего, допустим, усилить меры безопасности в аэропортах, а вот от уличных терактов и от нападения на отдельные здания предохраниться невозможно. В той же Франции некоторое время назад были инциденты с наездами на пешеходов, которые совершали мусульманские водители. Полной гарантии быть не может, но меры безопасности, конечно, усилят", – сказал он.

"Увы, но может быть всплеск ксенофобии. Другое дело, что во Франции уже достаточно большая арабская община и много выходцев из Африки, из мусульманских стран в том числе, поэтому ксенофобия там, может быть, не будет иметь таких масштабных, резких форм. Возможен всплеск поддержки правонационалистических сил после таких терактов, но политики будут призывать к сдержанности, к толерантности. Я не ожидаю чего-то принципиально нового – будет усиление мер безопасности и общее политическое реагирование, а также дискуссии по поводу иммиграции", – сообщил Фесенко.

По его словам, во  Франции уже долгое время идут дискуссии по поводу того, стоит ли  усиливать ограничения жесткого мусульманского радикализма.

"Могут быть ужесточены нормы по отношению к представителям правоэкстремистских организаций, их могут высылать из страны. Но ничего революционного я не ожидаю, потому что европейцы в своей политике по отношению к мусульманскому экстремизму оказались в жестких тисках. С одной стороны, есть понимание в обществе и среди политиков необходимости усиления жестких мер по отношению к представителям мусульманских радикальных организаций, усиления мер безопасности, с другой стороны, есть достаточно устойчивые стандарты прав человека, устойчивые стандарты свободы деятельности общественных и религиозных организаций.

Во  Франции уже лет 15 идут дискуссии по поводу того, стоит ли  усиливать ограничения по проявлению жесткого мусульманского радикализма и даже консерватизма, но эти рамки остаются неизменными. И я не думаю, что сейчас выйдут за пределы этих рамок. Разве что если такие теракты будут происходить все чаще и чаще, и число жертв резко вырастет. Но пока я думаю, что ничего кардинально не изменится", – заявил политолог.

По его мнению, Европа столкнулась с проблемой увеличения мусульманских иммигрантов.

"Я  от русских коллег слышал известное изречение "Мечеть Парижской Богоматери". Мне кажется, это несколько преувеличено. Да, демографические процессы идут во Франции в сторону увеличения доли мусульманских иммигрантов. И есть серьезное противоречие, связанное не только с политическими, идеологическими, либеральными стандартами прав и свобод человека, которые во Франции все-таки не хотят нарушать. На сегодня проблема выглядит следующим образом: с одной стороны жесткий общественный напор, давление по поводу ограничения иммиграции. Но есть и другая проблема – демографическая. Это, кстати, нам нужно иметь в виду в контексте нашей евроинтеграции, потому что у нас европейская интеграция идеализирована и мифологизирована. Считается, что она решит все наши проблемы. Ничего подобного! Я, например, считаю, что мы не можем привязываться только к европейскому рынку, потому что это будет невыгодно для нас", – сообщил Фесенко.

Политолог считает, что Европа будет превращаться в глобальный дом престарелых.

"Нам нужно идти больше на азиатские рынки, если мы хотим развития нашей экономики. В чем проблема? Я бы больше обращал внимание на то, что некоторые американские и европейские политологи характеризуют Европу как "глобальный дом престарелых". Как европейцы решают проблемы? Я слышал в дискуссиях такую мысль, и она является стандартной реакцией европейцев на демографические проблемы: "А зачем нам увеличивать рождаемость? Мы пригласим в качестве рабочей силы иммигрантов".

"Вот их способ реагирования на снижение рождаемости и на старение населения. "Да, вот пусть приедут и будут работать на нас иммигранты", – это типичная европейская реакция. Если такой подход к решению  демографических проблем будет оставаться и дальше, Европа все дальше будет превращаться в глобальный дом престарелых, решая таким образом экономические проблемы. Европа, к сожалению, будет усиливать политические и культурные проблемы, будет расти напряжение, связанное с культурным и идеологическим диссонансом", – сказал он.

По словам Фесенко, европейская цивилизация пока не смогла найти достойного ответа на мусульманский вызов.

"Идеологический конфликт между мусульманской и западной культурами – это одно из самых острых противоречий, это вызов, на который европейская цивилизация не смогла найти достойного ответа. Скажу, может быть, слишком резкие слова: Европа иногда в своем экстралиберальном подходе заигрывается. Если будут закрывать глаза, исходя из таких гиперлиберальных подходов, на проблему терроризма на тех территориях, которые в силу исторических обстоятельств стали жертвой исторических проблем, тогда терроризм придет и на территорию европейских стран. Он уже пришел, поэтому европейцы, я думаю, через некоторое время не только вынуждены будут менять иммиграционную политику, но и все-таки более адекватно реагировать на эти вызовы, связанные с противостоянием западной и мусульманской цивилизаций", – сообщил политолог.

Как Запад должен ответить на теракт в редакции Charlie Hebdo?

7 января неизвестные, вооруженные автоматом Калашникова и гранатометом, ворвались в здание газеты Charlie Hebdo в Париже и открыли огонь по сотрудникам. В результате погибли 12 человек, среди которых 10 сотрудников редакции и двое полицейских. Еще несколько человек получили ранения. Стефан Шарбонье и еще три карикатуриста погибли.