Илларионов: Референдум в Великобритании – это лишь первый шаг. Начинается многолетний процесс развода G

Илларионов о Brexit: Это очень крупный шаг, который заставит европейцев заново задуматься над архитектурой Евросоюза
Фото: Сергей Крылатов / Gordonua.com

После британского референдума модель Европейского союза подвергнется существенным коррективам, считает бывший советник президента России по экономическим вопросам, старший научный сотрудник Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона в Вашингтоне Андрей Илларионов.

Результаты референдума в Великобритании не означают развал Европейского союза. Об этом в комментарии изданию "ГОРДОН" заявил бывший советник президента России по экономическим вопросам, старший научный сотрудник Центра по глобальной свободе и процветанию Института Катона в Вашингтоне Андрей Илларионов.

"Британия – лишь одна страна Евросоюза, а не большая его часть. В течение всего времени, пока Великобритания находилась в составе ЕС, она имела особое положение. Евросоюз занимался специальными переговорами, всегда должен был учитывать особое мнение Британии. Это первое. Второе – сейчас мы узнали результаты референдума, но это лишь первый шаг. После этого начинаются переговоры британского правительства – возможно, нового правительства – о том, каким образом этот развод оформляется, какие соглашения остаются в силе, какие перестают действовать и каким образом они могут быть заменены", – рассказал Илларионов.

Контакты Великобритании с ЕС полностью не прекратятся, уверен Илларионов.

"Понятно, что сам выход из Европейского союза не означает выход, например, из Европейской зоны свободной торговли, в которой Британия, скорее всего, останется. На самом деле начинается многолетний процесс развода. Но Британия останется там, где она находится, и ее контакты с Евросоюзом не будут полностью прекращены", – отметил Илларионов.

Он подчеркнул, что граждане Великобритании в значительной степени руководствовались экономическими соображениями.

"Богатые регионы Великобритании, которые являются донорами Евросоюза, проголосовали за выход, а бедные регионы, получающие субсидии из ЕС, проголосовали за то, чтобы остаться. Понятно, что это не единственный фактор, которым руководствовались граждане Великобритании, но, видимо, экономические соображения сыграли в этом голосовании не последнюю роль. И если принять во внимание заявления евроскептиков в других странах – Нидерландах, Франции – это страны состоятельные, являющиеся чистыми донорами Евросоюза. Пожеланий о выходе из ЕС со стороны Греции, Португалии или других менее зажиточных стран мы не слышим", – сказал Илларионов.

Бывший советник президента России ожидает изменений в бюджетной политике ЕС.

"Я бы не исключил не развал, а некоторое размежевание Евросоюза на лагеря доноров и лагеря реципиентов донорской помощи. Поскольку сейчас у сторонников сокращения перераспределения в рамках ЕС появляется в руках мощнейший козырь в виде выхода Британии, это приведет к пересмотру нынешней бюджетной политики Евросоюза – по крайней мере, на это будет оказано очень серьезное давление – в сторону уменьшения субсидирующей и перераспределяющей роли Евросоюза. Такие изменения могут привести к тому, что страны, выступающие сегодня за выход из ЕС, ослабят свое давление. У них ослабнет аргументация в эту пользу", – считает Илларионов.

После британского референдума модель Евросоюза подвергнется серьезным изменениям, подытожил экономист.

"В любом случае, это очень крупный шаг, который заставит европейцев заново задуматься над архитектурой Евросоюза, природе евроинтеграции. И нынешняя модель Евросоюза, вне всякого сомнения, подвергнется существенным коррективам в свете результатов Brexit", – добавил Илларионов.

Референдум о выходе Великобритании из Европейского союза состоялся 23 июня. По официальным результатам, 51,9% британцев проголосовали за выход страны из сообщества, 48,1% – хотели остаться в ЕС. За Brexit проголосовали большинство жителей Англии и Уэльса, жители Шотландии и Северной Ирландии хотели остаться в Евросоюзе.

В соответствии с законодательством ЕС, страна, которая хочет покинуть блок, имеет два года для переговоров, начиная с момента официального уведомления ЕС о своем намерении.