Пионтковский: У Путина есть звериное чувство опасности, ощущение какой-то красной черты, которую не стоит переходить
Историк и публицист Андрей Пионтковский считает, что президент РФ Владимир Путин вовремя сообразил, что, взяв город Алеппо в Сирии, он может попасть в зависимость от Башара Асада.
Сокращение российского военного присутствия в Сирии было правильным решением для интересов президента РФ Владимира Путина. Такое мнение высказал российский историк и публицист Андрей Пионтковский в интервью изданию "Русская традиция".
"Сирийскую операцию надо рассматривать как часть непрерывного проекта, цель которого – обеспечить выживание режима. Для этого Путину нужно постоянно присутствовать в телевидении, изображая внешнеполитические успехи, причем не обязательно военные. Причина, по которой Путин вошел в Сирию, понятна: действия в Украине перестали приносить пропагандистские дивиденды... Поэтому он сменил внешнеполитическую повестку дня, с помощью которой он поддерживает свой режим", – пояснил историк.
Он согласился с тезисом, что сокращение военного присутствия в Сирии было вызвано риском вовлечения России в затяжной конфликт афганского типа.
"С точки зрения интересов Путина, это вполне разумное решение. Я вам больше скажу: у Путина есть звериное чувство опасности, ощущение какой-то красной черты, которую не стоит переходить, потому что опасно. Вспомним 2008 год. Путь на Тбилиси был открыт. Российские танки стояли от Тбилиси на расстоянии полуторачасового перехода. Сколько тогда было в Москве патриотических криков: надо брать Тбилиси. Но Путин не стал брать Тбилиси. Весной 2014 года он не вторгся в Украину, хотя патриоты его к этому подталкивали", – пояснил Пионтовский.
По его мнению, в Сирии Путин чуть было не попал в зависимость от президента Башара Асада.
"В Сирии он был близок к ошибке. В середине февраля глава МИД Сергей Лавров категорически отрицал возможность немедленного прекращения огня, стараясь выиграть время, чтобы армия Асада с российской и иранской помощью смогла взять город Алеппо. Но, видимо, Путин вовремя сообразил, что, взяв Алеппо, он может попасть в ловушку, в зависимость от Асада, стремящегося к дальнейшему расширению контролируемой им территории. Но для этого необходимо массированное присутствие российских сухопутных войск. И в итоге это стало бы походить на Афганистан", – пояснил он.
По мнению историка, сейчас Путин добивается создания алавитского анклава в Латакии и, возможно, в Дамаске.
"Кроме того, теперь он делает ставку на курдов, поддерживает террористическую активность сирийских курдов в Турции. По сути дела, в Москве происходит реинкарнация сталинской идеи создания Великого Курдистана. Путин хочет стать "большим другом" курдского народа, с тем чтобы оказывать давление на Иран, на Турцию, на Ирак, вести подрывную деятельность в отношении Запада с гораздо меньшим напряжением человеческих и материальных ресурсов", – подытожил он.
Военный конфликт в Сирии продолжается с 2011 года. В боевых действиях участвуют правительственные войска, оппозиционеры, радикальные исламисты, курды и другие силы. Значительную часть Сирии контролируют боевики ИГИЛ.
В сентябре 2014 года операцию против них начала коалиция во главе с США. В сентябре 2015 года к конфликту в Сирии присоединилась Россия.
14 марта 2016 года президент России Владимир Путин приказал начать вывод российской военной группировки из Сирии. Он заявил, что российские военные "в целом выполнили" свою задачу в этой стране.