"Поразительно узкий" круг руководит внешней политикой США вместо госинституций, им "приносят сумочки" – FT

FT написала, что внешней политикой в США руководит не Госдеп, а лица, приближенные к Трампу
Фото: ЕРА

Внешняя политика США во время второго президентского срока Дональда Трампа фактически оказалась в руках узкого круга людей из числа его друзей и родственников, в то время как традиционные государственные институты отодвинуты на второй план. Об этом говорится в аналитической статье Financial Times (FT), опубликованной 16 декабря.

СМИ написало о том, что глава комитета по иностранным делам Палаты представителей, конгрессмен-республиканец Брайан Маст, округ которого граничит с резиденцией Трампа во Флориде, ежедневно принимает в своем вашингтонском офисе делегации из разных стран. По его словам, они приходят с предложениями по ресурсам и возможностям, пытаясь "продать" Америке свои преимущества.

Маст сравнивает это с трендом или модной вещью сезона, например, платьем или сумочкой, которую носят все. "Каждый приносит эту сумочку", – сказал он, подразумевая, что все пытаются выгодно презентовать США свой товар.

Транзакционность стала основным принципом внешней политики Трампа, отмечает FT. То есть в переговорах с партнерами речь идет не о том, что США могут сделать для других, а о том, что другие могут им предложить. Второй отличительной чертой нынешней внешней политики Америки автор статьи называет роль личных посланников. По словам бывшего американского чиновника, "политика по личностям" вытеснила традиционные процессы и институции, которые десятилетиями формировали дипломатию США. Вместо Госдепартамента основные функции выполняют люди из ближайшего окружения президента.

В частности, давний бизнес-партнер Трампа Стив Виткофф исполняет роль спецпосланника на мирных переговорах на Ближнем Востоке и в Украине, также в них принимает участие зять главы Белого дома Джаред Кушнер, хотя и не имеет официальной должности в администрации. Давнее доверенное лицо Трампа Том Барак представляет интересы США в Турции и занимается вопросами Сирии и Ливана, а тесть дочери Трампа Тиффани Масад Булос является американским посланником в Африке.

Бывшие американские чиновники в разговоре со СМИ отметили, что традиционные каналы консультаций и многоуровневая система принятия решений исчезли, а опытных дипломатов отодвинули на второй план.

"Круг людей просто поразительно узкий", – подчеркнул один из собеседников FT.

По словам директора Syrian Emergency Task Force Муаза Мустафы, в новой системе главными являются ближайшие к президенту лица, среди которых его друзья и члены семьи. Госсекретарь Марко Рубио, советник по нацбезопасности и вице-президент Джей Ди Вэнс занимают более низкие позиции в этой иерархии, пишет СМИ.

Пресс-секретарь Белого дома Анна Келли объяснила такую модель как сознательный переход от снизу – вверх к сверху – вниз, когда решение принимают лично президент и несколько доверенных лиц.

По мнению дипломатов и законодателей, сокращение ресурсов Госдепартамента и передача личных функций бизнесменам и друзьям президента фактически разрушают дипломатическую способность США.

"Совет нацбезопасности не имеет значения. Госдепартамент не имеет значения. Имеет значение только узкий круг", – резюмировал Мустафа.