Потенциальная война США против Ирана может превратиться в затяжной конфликт – NYT

По данным СМИ, Иран имеет один из самых больших и разнообразных ракетных арсеналов на Ближнем Востоке
Фото: ЕРА

Американские эксперты предупреждают, что военная операция против Ирана будет значительно сложнее рейда в Венесуэле, и может втянуть США в затяжной конфликт. Издание The New York Times (NYT) проанализировало возможные последствия такой операции в материале, опубликованном 21 февраля.

В январе президент США Дональд Трамп заявил, что в Иран следует американская "большая армада", сравнив ее с силой, которую использовали во время операции в Венесуэле. Издание отмечает, что тогда Трамп подчеркивал, что она "способна выполнить свою миссию со скоростью и насилием".

По информации NYT, рассматривая сейчас разные варианты действий насчет Ирана, включая ограниченные удары, Трамп сталкивается со значительно более сложными обстоятельствами, чем в случае с Венесуэлой. Эксперты издания предупреждают, что любая атака может вовлечь США в затяжной конфликт.

СМИ цитирует Али Ваэза из Международной кризисной группы, который подчеркивает, что в случае Ирана нет дешевой, легкой или "чистой" военной опции, и есть реальный риск потерь американских жизней. Он также добавил, что это будет важным вопросом для Трампа, "особенно в избирательный год".

Как отмечает издание, Иран располагает одним из крупнейших и самых разнообразных арсеналов ракет в регионе, включая дроны и противокорабельное оружие. Баллистические ракеты средней дальности могут преодолевать более 1200 миль (около 1930 км), достигая американских баз в Турции, Израиле и странах Персидского залива.

NYT сообщает, что 14 февраля государственные СМИ Ирана подтвердили первое испытание морской зенитной ракеты дальностью более 93 мили (около 150 км) во время учений в проливе Ормуз в Персидском заливе, на юге страны. Как отметила Санам Вакил, директор программы Ближнего Востока и Северной Африки в политическом институте Chatham House, стратегия Тегерана заключается в быстрой эскалации и распространении нестабильности на нескольких фронтах, чтобы распределить расходы и последствия.

Издание также пишет об обеспокоенности стран Персидского залива, где расположены американские базы. В январе Саудовская Аравия и ОАЭ заявили, что не разрешат использование своего воздушного пространства для атак США. Однако эксперты издания отмечают, что это не гарантирует им защиту от иранского ответа.

Кроме того, СМИ подчеркивает, что иранский контрудар может поразить крупные города Израиля. По данным NYT, израильская армия сбила большинство иранских ракет в июне. Однако, по словам представителей разведки, запасы перехватчиков уменьшаются после двух лет отражения атак ХАМАС и "Хезболлы".

Также СМИ отмечает, что Иран использует "ось сопротивления", включая хуситов в Йемене и "Хезболлу" в Ливане. По информации издания, эти группы могут создать несколько фронтов и расширить конфликт за пределы Ирана.

NYT также обращает внимание, что лидер Ирана Али Хаменеи имеет главную власть, которую поддерживает Исламский корпус революционной гвардии – примерно 150 тыс. человек. Издание подчеркивает, что устранить правительство Ирана не так просто, как президента Николаса Мадуро в Венесуэле. Реальная власть основывается на идеологии, поддерживается политическими жесткими силами и сложной властной структурой, сформированной на протяжении почти полувека, говорится в статье.

Экономические последствия могут быть "широкомасштабными". По информации NYT, Иран ранее угрожал закрыть пролив Ормуз, через который проходит примерно пятая часть мировой нефти и сжиженного газа, и любые перебои могут резко повысить цены на энергоносители. Издание добавляет, что последние учения иранских войск в проливе могут свидетельствовать о готовности к его закрытию в случае войны.

Контекст:

28 января Трамп выдвинул требование, чтобы Иран сел за стол переговоров для достижения "честного и справедливого соглашения – без ядерного оружия". 4 февраля глава МИД Ирана Аббас Аракчи подтвердил проведение переговоров с делегацией США (по ядерной программе Тегерана) 6 февраля в Омане. Они прошли в столице Маскате.

Тегеран хотел обсуждать с Вашингтоном только ядерные вопросы, а не другие темы, в частности ракетную программу, которая является приоритетной для США и стран Ближнего Востока, отмечал Axios.

В интервью, опубликованном 4 февраля, глава Белого дома рассказал, что власти Ирана размышляли над тем, чтобы начать строительство нового ядерного объекта в другой части страны, однако США ее предупредили, что сделают с ними "очень плохие вещи".

12 февраля Трамп заявил, что переговоры между США и Ираном по ядерной программе могут продолжаться до месяца, а в случае недостижения соглашения для Ирана будут "очень травматические" последствия.