Шендерович о юморе в РФ: Есть красная линия, высокое напряжение, бьющее смертельным током. Она называется Путин
В России любого человека, которого президент РФ Владимир Путин или его администрация считают врагом, могут посадить, заявил российский писатель Виктор Шендерович.
Настоящая сатира в сегодняшней России "ушла в подземные реки", как это всегда происходит в авторитарные и тоталитарные времена, сказал российский писатель Виктор Шендерович в интервью DW.
"Публичная сатира, жесткая карикатура на главу государства в прайм-тайм на телевидении или на первой полосе газет – это признак свободной страны. В 1988 году в газете "Московские новости" появилась карикатура на Горбачева (последний глава СССР Михаил Горбачев. – "ГОРДОН"). Это была первая карикатура на главу российского государства за более чем 60 лет. А вот в 2001 году карикатура, пародия, жесткая шутка про главу государства стала невозможна. Это говорит о том, что времена изменились. С тех пор мы имеем дело лишь с симуляцией сатиры", – отметил он.
По словам Шендеровича, в России существует неофициальный запрет на юмор о Путине: "Про Лукашенко (президент Беларуси Александр Лукашенко. – "ГОРДОН") – на здоровье, про Медведева (премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. – "ГОРДОН") – сколько угодно. Медведев, кстати, для того и рожден на белый свет, чтобы служить этой грушей. Депутаты – сколько угодно. Вообще про коррупцию – сколько угодно. Но есть красная линия, высокое напряжение, бьющее смертельным током. Она называется Путин".
Писатель отметил, что ситуация, когда нет сатиры, но есть политзаключенные, является одной из примет авторитарного режима. "И куда бы вы ни ткнули – в Узбекистан, в Северную Корею, в Кубу, в Зимбабве, в путинскую Россию, в гитлеровскую Германию – там нет сатиры и есть политзаключенные. Проблема со свободой слова и бесконтрольное злоупотребление властью приводит к тому, что политический противник становится врагом, с которым можно сделать все что угодно", – добавил он.
По его словам, сами политзаключенные меняются, а "направление главного удара у авторитарного режима" остается прежним. "Не меняется только принцип, согласно которому любой враг, любой человек, которого администрация или глава этой администрации и лично Путин считают своим врагом, может быть посажен. Собственно, ничего больше не требуется. Достаточно того, что он враг Путина. Дальше отыскивается "подходящая" статья", – сказал Шендерович.
В российском правозащитном центре "Мемориал" сообщили 28 октября, что за год количество политзаключенных в России увеличилось более чем вдвое.