Вопреки договоренностям, Польша не восстановила поврежденные еще в 2015 году украинские могилы – Дробович

Дробович: Украина ждет от Польши выполнения соглашения 1994 года
Фото: Український Жіночий Конгрес / Facebook

Польша не выполняет достигнутые с Украиной договоренности относительно захоронений, заявил в опубликованном 3 октября интервью "Радіо Свобода" руководитель Украинского института национальной памяти (УИНП) Антон Дробович.

Речь об этом зашла в связи с сообщением УИНП о намерении помочь гражданам Польши с поиском и эксгумацией останков членов их семей, похороненных в Ровенской области Украины. Журналистка спросила у Дробовича, почему это решение появилось "конкретно сейчас".

"Мы на самом деле еще месяц назад получили запрос. Одна из польских гражданок написала нам письмо, потому что польские институции, которые этим занимаются годами, не дают никакого прогресса. Я так понимаю, что польские граждане потеряли надежду на свои профильные институции и уже пишут нам напрямую. Мы проанализировали ситуацию, изучили те данные, которые написала нам польская гражданка, сможет ли она конкретизировать геолокации и так далее. Мы поняли, что надо здесь помочь и содействовать", – ответил тот.

Руководитель украинского института утверждает, что "польская сторона не выполняет свои соглашения".

"С 2015 года украинские могилы вандализированы в Польше и не восстановлены, вопреки договоренностям. Ну, приходится идти навстречу конкретным полякам, конкретным польским гражданам, как бы неэффективно ни работали их институции", – очертил Дробович позицию УИНП.

По его словам, Украина ждет от Польши "наведения порядка и выполнения соглашения 1994 года", и такие сигналы Варшаве уже были отправлены.

"В последнее время никаких конкретных обращений не было от польских официальных институций. Более того, в 2020-м мы договорились о рабочей группе на уровне институтов национальной памяти – польского и нашего. Польские коллеги с 2021 года до сих пор не утвердили регламент. [...] Эта тема, выходит, удобна в политическом плане. Можно играть в борцов за историческую память, притом игнорировать тему того, что украинские могилы лежат вандализированные в Польше", – заявил Дробович.

Контекст:

Волынская трагедия (в польской историографии – Волынская резня) – ряд взаимных этнических чисток, которые в годы Второй мировой войны на Волыни проводили Украинская повстанческая армия с одной стороны, Армия Крайова и другие польские формирования – с другой. Точное количество жертв с обеих сторон неизвестно. Считается, что жертвами чисток стали 25–100 тыс. поляков и от нескольких тысяч до 24 тыс. украинцев.

22 июля 2016 года Сейм Польши признал Волынскую трагедию геноцидом, а также установил 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан Второй Речи Посполитой. 8 сентября Верховная Рада приняла заявление, в котором назвала решение польского Сейма некорректной оценкой трагических событий.

В 2019 году Дуда заявлял, что события 1940-х годов на Волыни были "не войной между Польшей и Украиной, а просто этнической чисткой, просто говорилось о том, чтобы поляков с этих территорий удалить".

После начала полномасштабного вторжения страны-агрессора России в Украину Дуда и президент Украины Владимир Зеленский заявляли, что в истории отношений двух стран начался новый этап и "исторические вопросы кажутся мелкими".

Зеленский в день памяти жертв Волынской трагедии 12 июля 2022 года подал в Верховную Раду законопроект о правовых и социальных гарантиях для граждан Польши в Украине. Летом 2022 года его приняла Рада, осенью закон вступил в силу.

Польша в рамках переговоров о вступлении Украины в ЕС будет обсуждать вопрос эксгумации поляков, ставших жертвами Волынской трагедии, сообщили 30 сентября 2024 года в МИД страны. Там отметили, что если эта часть вопроса "не будет закрыта", то Украина не будет приближаться ко вступлению в Евросоюз. Ранее в интервью, опубликованном 16 сентября, глава МИД Польши Радослав Сикорский заявлял, что вопрос эксгумации и перезахоронения поляков, погибших во время конфликтов с украинцами, – "острый политический вопрос, потому что у этих поляков есть потомки", которые голосуют на выборах.