Экс-начальник Генштаба Замана: Янукович не отдавал приказ стрелять по Майдану. Зачистить его приказали Лебедев, Якименко и Пшонка
Генерал-полковник Владимир Замана ровно два года при режиме экс-президента Виктора Януковича возглавлял Генеральный штаб и командовал Вооруженными силами Украины (ВСУ). Был снят с должности 19 февраля 2014 года, когда, по словам самого Заманы, отказался вводить в Киев войска для зачистки Майдана.
После бегства Януковича и прихода новой власти, Замана, по собственным словам, едва не стал главой Минобороны, но "помешали партийные квоты и компромат", всплывший аккурат перед голосованием в Верховной Раде. В компромате утверждалось что Замана – "коррупционер и взяточник". Сам генерал отмечает: сомнительное досье состряпали год назад, когда Замана возглавил операцию по поиску нелегального российского разведывательного буя в Черном море.
С февраля по март 2014-го Замана был уполномоченным Верховной Рады за деятельностью Минобороны, сейчас уволен в запас. Несмотря на революционные события осени 2013–зимы 2014 года экс-начальник Генштаба утверждает, что "нынешним политикам есть чему поучиться у Януковича", особенно в вопросах реформирования армии. Более того, Замана настаивает: обвинения в адрес Януковича в развале ВСУ безосновательны.
В интервью изданию "ГОРДОН" Владимир Замана рассказал, чему именно надо учиться у Януковича, почему "украинские власти сдали Крым", о грубейших ошибках в АТО и за что стоит поблагодарить президента РФ Владимира Путина.
Думаю, пуск ракеты из "Бук-М1" произвели украинские военные специалисты Донбасса, перешедшие на сторону сепаратистов
– Вы первый военный эксперт, который после трагедии с Boeing 777 заявил, что зенитно-ракетным комплексом "Бук", которым сбили авиалайнер, может управлять чуть ли не кухарка. В то время как другие уверяли: "Бук" сопровождали опытные российские офицеры-инструкторы.
– Все-таки не кухарка, но, действительно, чтобы произвести пуск ракеты, особого военного образования не нужно. Комплекс "Бук" самоходный, у ракеты головка самонаведения, поэтому выстрелить мог человек с незначительной подготовкой.
В донецком регионе имеется достаточное количество наших специалистов запаса, проходивших службу в воинской части противовоздушной обороны, которая дислоцируется в Мариуполе, Донецке и Луганске. Возможно, непосредственно пуск ракеты произвели бывшие военные специалисты Донбасса, которые по каким-то причинам перешли на сторону сепаратистов.
– Это слишком серьезное обвинение, чтобы ограничиваться словом "возможно". Есть конкретные доказательства?
– Это мои предположения. В любом случае, сам "Бук" точно пригнали из России.
– Откуда такая уверенность?
– В Вооруженных силах Украины нет такой модификации ЗРК, как "Бук-М1". Кроме того, еще до трагедии с Boeing 777 украинские власти вывезли с Донбасса военную технику Противовоздушной обороны (ПВО).
К слову, в зоне антитеррористической операции находится самый большой склад оружия в Украине. Я говорю об Артемовске (Донецкая область), где столько оружия, что хватит на 10 бандитских группировок, орудующих сейчас в Донецке и Луганске. В Артемовске было полно боевиков, но склад в шахтах не захватили, хотя неоднократные попытки предпринимались.
– Что значит "склад в шахтах"?
– Это соляные шахты, которые не работают с советских времен. В них нет перепада температур, а потому оружие не ржавеет.
Российские радары фиксируют самолеты на территории Украины на расстоянии минимум 400 км от границы
– 14 июня в Луганске был сбит Ил-76, погибли девять членов экипажа и 40 украинских десантников. Для этого теракта тоже незначительная военная подготовка нужна была?
– Вы знали, что до трагедии с Ил-76 в этом аэропорту почти неделю садились наши самолеты? 14 июня в Луганск направлялись три самолета: один благополучно сел, второй – сбили боевики, третий сразу после теракта вернулся. Тогда аэродромы Краматорска, Луганска, Донецка уже находились под контролем украинских военных, но были в окружении боевиков. Возникли проблемы с доставкой боеприпасов, пищи, воды, эвакуацией раненых, необходимо было их решить. Но в этих условиях, к сожалению, не были приняты достаточные меры безопасности.