Как раввина спасли на машине маршала Третьего рейха
Семья отца Емельяна Ковча, блаженного священномученика Украинской греко-католической церкви, дважды спасала от смерти Аарона Рокеаха – одного из самых известных раввинов-хасидов. Жизнь Емельяна Ковча в течение нескольких лет изучает историк, научный сотрудник Центра исследований освободительного движения, заместитель директора Отраслевого государственного архива СБУ Владимир Бирчак. На основании архивных документов и общения с непосредственными участниками событий ученый выяснил, как сложилась судьба героев этой истории, какую роль в спасении раввина играла Организация украинских националистов и почему Аарона Рокеаха увезли от СС на автомобиле генерал-фельдмаршала Вальтера фон Рейхенау. Интернет-издание "ГОРДОН" эксклюзивно публикует это исследование.
"Раввин-волшебник"
История началась в древнем украинском городке Белз, известном еще со средневековья как центр Белзского княжества. Сейчас – это небольшой городок на Львовщине, что находится неподалеку от украинско-польской границы. Уже во времена Австро-Венгерской империи в XVIII-ХIХ веках этот город был одним из крупнейших центров хасидизма, мистического ответвления иудаизма, на территории империи. Одной из самых известных династий белзских раввинов была династия Рокеах.
19 декабря 1880 года в семье третьего белзского раввина Исахара Рокеаха родился сын. Ребенка решили назвать в честь его дедушки по материнской линии – Аарона Тверского из Чернобыля Киевской области. Детство и юность Аарона проходили в родительском доме, где он проявил большой интерес к обучению, а больше всего – к изучению Торы. Молодой человек настолько увлекся религией, что с раннего возраста начал вести аскетический образ жизни. Отказ от большинства бытовых благ и пост отразились на здоровье Аарона, которое и без того было непрочным. Стараниями отца Аарона не раз отправляли на лечение, но оно не дало результата. Парень был в очень низкого роста, слаб физически, однако благодаря своей аскетичности рос духовным гигантом.
Отец Аарона, Исахар, умер в октябре 1926 года, после чего сын занял его место и стал четвертым белзским раввином. Династию Рокеах недаром называли "волшебниками": мудрые советы раввинов, а нередко и предсказания будущего удивляли не только евреев. Ярким представителем рода мудрых "раввинов-волшебников" стал и Аарон Рокеах. К нему съезжались люди со всей Европы. Часто раввин заканчивал общение с посетителями в пять утра, а через несколько часов начинался новый день. Известно, что не только евреи спешили на разговор с мудрым раввином. Нередко его посещали представители известных княжеских и королевских династий Европы.
Однако мирное время для Польши, в состав которой тогда входил Белз, постепенно заканчивалось. На горизонте замаячил призрак новой мировой войны. Слухи о страшной судьбе и убийствах евреев в Германии, Австрии и Чехии доходили до Польши, хотя казались еще очень далекими и непонятными.
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, а 17 сентября того же года агрессию против нее совершил Советский Союз. Так началась Вторая мировая война. Белз, как и много других западно-украинских городов, согласно германо-советскому договору отошел Германии. Для сотен тысяч польских евреев, оказавшихся под нацистской оккупацией, это означало начало жестоких преследований. Многие евреи искали спасение от Холокоста, переселяясь в СССР. Среди них был и раввин Аарон Рокеах, который осенью 1939 года переехал из Белза в небольшой галицкий городок на Львовщине – Перемышляны.
Одну из встреч с раввином описывает в своих воспоминаниях еврейка из Перемышлян Фаина Ляхер. Она, спасаясь от Холокоста, приняла христианскую веру и получила имя Анна, а впоследствии стала монахиней Студийского устава Украинской греко-католической церкви – сестрой Марией. Впервые Фаина увидела раввина Рокеаха, когда пришла к нему вместе с отцом, который хотел посоветоваться по поводу судебного дела против него. Он был владельцем магазина-кондитерской и случайно не выдал сдачу – 2 копейки – одному красноармейцу, за что его должны были судить.
"Это был домик, страшно убогий. Стояла свеча или лампа на столе, умывальник страшно беден, и он сидел над книгой. Такого был низкого роста, что как встал, то еле его из-за стола было видно". Отец Фаины – Габриель Ляхер – рассказал суть своих проблем и получил от Рокеаха совет. "А ты здесь имеешь кого-то на кладбище?" – "У меня здесь родители" – "Ну возьми своих детей, зажгите свечи на их могиле и попросите их, чтобы они заступились за тебя, – тебе ничего не случится". Мы пошли на кладбище. Сделали, так как советовал раввин. Два раза был суд, два раза украинские адвокаты отца обороняли, и с отцом ничего не случилось".
Такими советами раввин помог не одному жителю Перемышлян.
Спасение "ребенка" из горящей синагоги
В Перемышлянах раввина Рокеаха ждало знакомство с местным греко-католическим священником Емельяном Ковчем, которое сыграло важную роль в его жизни.
Настоятель Перемышлян, Емельян Ковч, был на четыре года моложе раввина Рокеаха и также происходил из семьи служителей культа: его отец, дядя и дедушка были священниками. После учебы в Риме в 1911 году Ковч был рукоположен в сан греко-католического священника и начал свою пастырскую работу. Первая мировая война и война украинцев с поляками за независимость (Емельян Ковч был капелланом Украинской Галицкой Армии) оставили след на его вспаханном морщинами лице. Несколько пленений, как польских, так и советских, угроза расстрела и тиф сказались на здоровье священника, но не на его духе. Приближался 1941 год, и отец, по удачному выражению исследовательницы Холокоста на территории Украины Жанны Ковбы, в очередной раз сможет проявить свою "человечность в бездне ада".
22 июня 1941 года началась германо-советская война. Вермахт – вооруженные силы нацистской Германии – молниеносно захватывал один за другим населенные пункты Западной Украины в то время как Красная армия беспорядочно отступала. Вторжение немецких войск сменило один оккупационный режим на другой, а вместе с ним на территорию Украины приходила безжалостная машина нацистского террора.
Среди других командиров Вермахта в захваченные галицкие города победно въезжал на своем итальянском элегантном авто марки Fiat один из самых преданных и убежденных нацистов в немецком военном командовании – генерал-фельдмаршал Вальтер фон Рейхенау. Он участвовал во взятии Киева и Харькова, а погиб, разбившись на самолете под Львовом.
Но для нашей истории более интересным является упомянутый Fiat генерал-фельдмаршала. Член Организации Украинских Националистов А. Хорват в своих воспоминаниях рассказывает об этом элегантном авто:
"Стоит отметить, что это была странная машина. Передо мной этой машиной владели два человека: первый из них, как мне кажется, – полноправный владелец машины – Рейхсмаршал фон Рейхенау. Впоследствии эта машина, классический итальянский Фиат, поломалась и была оставлена у моего родного города. После того, как немецкая армия пошла вперед на восток и на местах была установлена местная администрация, я взял эту машину, отремонтировал, перекрасил ее и предложил местной немецкой Ортскомендатуре (немецкий орган военного управления на оккупированных территориях. – "ГОРДОН") для использования в их нуждах. Последние были настолько увлечены своими победами, что без вопросов передали эту машину в собственность местной общины".
Таким образом в местной сети ОУН появился хороший транспорт. Но об этом чуть позже...
Шел 1941 год. Немецкие войска победно шагали по Украине. Известной практикой нацистов стало использование Айнзацгрупп, которые входили в города следом за частями Вермахта. Их задачей был массовый террор местного населения, в первую очередь еврейского.
В конце лета Айнзацгруппа СС въехала в Перемышляны. Они окружили еврейский квартал и подожгли синагогу. К отцу Ковчу прибежали несколько местных жителей и сообщили, что эсэсовцы согнали и закрыли в синагоге много евреев, а само здание уже горит. Священник без раздумий бросился на помощь. Вместе с ним был его сын Мирон. Из воспоминаний очевидцев нам известно, что отец, подбежав к синагоге, велел эсэсовцам допустить его к горящему зданию. Он прекрасно владел немецким. Пользуясь временной растерянностью захватчиков, Ковч открыл дверь в синагогу, откуда начали выбегать люди. Зайдя внутрь, отец увидел у входа маленькое тело, которое подхватил на руки и вынес из огня. Только впоследствии отец узнает, что этим спасенным "ребенком" был раввин Аарон Рокеах.
В тот день один слуга Божий спас другого, демонстрируя свое достоинство и мужество перед лицом нелюдей. К сожалению, не всем удалось выбраться из синагоги. Среди погибших было найдено тело единственного сына Аарона Рокеаха – Моше. С его смертью прервалась прямая династическая линия белзских раввинов Рокеах. Нынешний раввин – сын двоюродного брата Аарона – Исахар Рокеах.
Однако нацистские спецслужбы не оставляли идею арестовать или ликвидировать известного белзского раввина. По свидетельствам современников, он находился в списке приоритетных дел СД. Дальнейшей судьбой Аарона Рокеаха начал заниматься бургомистр Перемышлян Михаил Шкильняк, который в период с 1917 по 1920 год был сотрудником министерства торговли и промысла, а также министерства иностранных дел Украинской Народной Республики.
"В такой ситуации пришла ко мне делегация от имени раввина и целого еврейского населения. Просили спасти жизнь одного только раввина, потому что его семья разделит уже, наверное, судьбу других евреев. Поразмыслив, сказал я делегации, что этого сделать не могу, потому что сами знают, какие последствия были бы для меня, если бы оказалось, что спрятал раввина; в тоже время сказал, что я очень сочувствую трагическому положению еврейского населения и самому раввину. Другого ответа я и не мог дать, учитывая важность и секретность дела. Но меня начала мучить мысль, не попробовать бы спасти раввина, несмотря на большой риск для меня и моей семьи. Переходя по улице, я заметил пустой одноэтажный дом с мансардой, жителей которого переселили в гетто. Показалось мне, что мансарда была бы подходящим укрытием для раввина", – вспоминал Шкильняк.
Бургомистр выполнил свой замысел и ему удавалось скрывать раввина определенное время. Однако это все еще не было безопасно для них обоих. Нужно было искать другой выход из ситуации. И такой выход нашелся. Раввина Аарона Рокеаха ожидало самое длинное путешествие в его жизни.
Fiat генерал-фельдмаршала Вальтера фон Рейхенау
В конце августа 1942 года Шкильняка на элегантном авто посетил неизвестный полковник Министерства обороны Венгрии, в некоторых источниках он упоминается как сотрудник контрразведки. В частной беседе полковник просил бургомистра устроить ему встречу с раввином Рокеахом, так как может его спасти. Расценив это как провокацию, Шкильняк сообщил полковнику, что каких-либо контактов с раввином не поддерживает и не знает, где он.
При следующей встрече с Рокеахом бургомистр застал его в хорошем настроении. Раввин угощал его редкими в то время хорошими продуктами и настоящим токайским вином, которые ему передал неизвестный полковник, а также сообщил, что скоро дело его спасения будет решено.
Тогда Шкильняк еще не знал, что ОУН разработала операцию по спасению известного белзского раввина. А. Хорват зафиксировал это в своих воспоминаниях:
"Осенью этого же года мой друг пришел вечером и прошептал мне: "Немцы разыскивают раввина из Белза. Мы должны помочь нашим еврейским друзьям и вывезти его отсюда; но у нас есть только одна машина – твоя..." Таким образом, раввина вывезли на машине фон Рейхенау куда-то на венгерскую границу. Я надеюсь, что оттуда он успешно выбрался, так как о его судьбе я больше ничего не слышал".
Операция была спланирована очень четко, вероятно с участием Романа Ковча, сына отца Емельяна, который был близким другом А. Хорвата. Вечером двое оуновцев, переодетых в форму немецких офицеров, подъехали к дому раввина и вывезли его из Перемышлян на известном авто фон Рейхенау.
Аарон Рокеах будет находиться некоторое время в лагере возле Бохни на территории Польши, откуда переберется в Венгрию, а оттуда через девять месяцев – в Турцию, Ливан и наконец в феврале 1944 года – в Палестину. Здесь он получит известие об окончании Второй мировой войны, а также дождется провозглашения государства Израиль в 1949 году.
Четвертый раввин – Аарон Рокеах – восстановит белзский хасидский центр в Израиле и проживет до 1957 года. По некоторым свидетельствам, он вернулся в СССР после войны, чтобы найти своих спасителей, однако уже никого не застал.
Бургомистр Перемышлян – Михаил Шкильняк – в 1945 году эмигрирует в Германию, а оттуда в Канаду, где проживет в Торонто до 1972 года.
Отец Емельян Ковч будет арестован гестапо в 1943 году. Основным обвинением для отца станет его помощь евреям. Священника отправят в концентрационный лагерь Майданек, где 25 марта 1944 он умрет и будет сожжен в крематории.
В сентябре 1999 года Еврейский Совет Украины присвоит отцу Емельяну Ковчу звание "Праведник Украины", а 5 мая 2011 года Еврейская федерация Виннипега присвоит ему звание "Праведник нации".
В 2001 году во время пастырского визита в Украину Папа Иоанн Павел II провозгласит отца Емельяна Ковча блаженным священномучеником.
Сегодня в Национальном мемориале Катастрофы и Героизма еврейского народа "Яд Вашем" находится на рассмотрении дело о присвоении отцу Ковчу звания "Праведника народов мира", однако уже несколько лет Комиссия откладывает принятие решения.
В статье использованы материалы из Института истории церкви Украинского католического университета, Отраслевого государственного архива Службы безопасности Украины и архива автора.