Правозащитница – о "госизмене" Давыдовой: На каких законных основаниях ФСБ прослушивала посольство Украины?

Зоя Светова: На обыске у Светланы Давыдовой изъяли дневник, в котором якобы были записи о ее отрицательном отношении к войне в Украине и о возможной переброске войск с территории России
Фото: Elena Servettaz / Facebook
В Москве в Лефортовской тюрьме вторую неделю подряд содержится многодетная россиянка Светлана Давыдова, которую обвиняют в государственной измене в пользу Украины. В интервью "ГОРДОН" российская правозащитница Зоя Светова, навестившая Давыдову в камере, рассказала, как власть РФ пыталась получить от задержанной "нужные" показания и "спустить дело по-тихому".

Рано утром 21 января 2015 года в квартире девятиэтажки на окраине города Вязьма (Смоленская область, Россия) раздался дверной звонок. Пришел местный участковый с жалобой от соседки на шум. Дверь открыл Анатолий Горлов – глава семьи, в которой растут семеро детей (младшей всего 2,5 месяца). Вместо участкового в квартиру ворвались люди в черном и с оружием. Оказалась – сотрудники Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ), которые арестовали жену Горлова Светлану по подозрению в государственной измене в пользу Украины. На следующий день суд избрал задержанной меру пресечения в виде двух месяцев содержания в следственном изоляторе "Лефортово" в Москве.

По данным ФСБ, в апреле 2014 года 37-летняя домохозяйка Светлана Давыдова позвонила в посольство Украины и сообщила, что солдаты из воинской части  48886 (которую видно из окон ее квартиры) отправились в командировку в Донецк. Арест многодетной матери вызвал бурю возмущений в российских соцсетях, в интернете начался сбор подписей под петицией "Об изменении меры пресечения для жительницы города Вязьмы Смоленской области, матери семерых детей Светланы Давыдовой". Одной из первых, кто навестил задержанную в СИЗО, была правозащитница, член Общественной наблюдательной комиссии РФ и мама известных российских журналистов Филиппа (журнал The New Times), Тимофея (журнал Forbes) и Тихона Дзядко (телеканал "Дождь") Зоя Светова.

После встречи с Давыдовой в "Лефортово" Светова написала статью, в которой привела диалог с задержанной: "Мы не можем с ней говорить ни об уголовном деле, ни об ее убеждениях – только об условиях содержания и о нарушении ее прав. Спрашиваю: "На вас оказывалось какое-то давление? Вас били?".
– Нет, что вы, они люди умные.
– Молоко у вас не пропало?
– Нет, пока есть. Я сцеживаюсь здесь, в камере".

Издание "ГОРДОН" созвонилось с Зоей Световой, чтобы узнать дальнейшую судьбу многодетной матери, обвиняемой властью РФ в госизмене в пользу Украины.

Светлана Давыдова и Анатолий Горлов воспитывают семерых детей (четверых общих и троих от первого брака Анатолия) – 14-летнюю Ольгу, семилетних Свету и Наташу, пятилетних Артура и Спартака, трехлетнего Эдуарда. Самой младшей девочке Кассандре 2,5 месяца. Фото: Анатолий Горлов / Facebook

В уголовную статью о "Государственной измене" внесли правки, теперь могут привлечь абсолютно любого гражданина РФ – журналиста, домохозяйку, дворника

– С начала украино-российского конфликта, кроме Светланы Давыдовой, еще кого-то в РФ арестовывали за государственную измену?

– Доподлинно неизвестно. В Лефортовской тюрьме содержится 73-летний директор полтавского оборонного завода "Знамя" Юрий Солошенко, его вроде бы обвиняют в шпионаже в пользу Украины. Там же и по тому же делу сидит 32-летний гражданин Украины Валентин Выговский. О его деле вообще нет никакой информации. И у Солошенко, и у Выговского – адвокаты по назначению, предоставленные следствием ФСБ.

Но дело Давыдовой – это все-таки не шпионаж, а госизмена. Обратите внимание, Светлана, по версии следствия, позвонила в украинское посольство почти год назад – в апреле 2014 года, но дело возбудили только в январе 2015-го. То есть многодетной матери специально дали возможность родить ребенка, начать его кормить и лишь после этого арестовали, чтобы заставить ее давать "нужные" показания.

– Какой срок грозит Светлане?

– Статья 275 Уголовного кодекса РФ "Государственная измена" предусматривает от 12 до 20 лет. Якобы Давыдова позвонила в посольство Украины и сообщила, что российских военнослужащих отправляют в ваше государство.

В 2012 году в закон о "Государственной измене" внесли правки. Теперь по этой статье могут привлечь абсолютно любого гражданина РФ – журналиста, домохозяйку, дворника, даже если они не имеют доступа к государственной тайне, но, общаясь с иностранцами, сказали им, например, что в Украине могут воевать российские солдаты.

– Кремль четко заявляет: "Российских военных в Украине нет". То есть, по логике, Давыдова своим звонком дезинформировала иностранное посольство. В чем же здесь государственная измена?

– Для меня самой это странно. Сразу после задержания Светлане предоставили бесплатного адвоката от государства Андрея Стебенева. Он вдруг заявил: дескать, дело "в любом случае не на ровном месте возбуждено. Мне звонят и говорят: "Вот по беспределу". Нет. Там есть информация, есть факты, есть основания".

Стебенев ссылается на "экспертизу Генерального штаба РФ", которая утверждает, что Светлана якобы выдала государственную тайну, сообщив, что военные РФ собираются пересечь границу Украины. Безусловно, такими заявлениями эксперты Генштаба подтверждают, что российские военнослужащие на Донбассе воюют.