Шендерович: Наша власть нашла в коллективном мозгу центр удовольствия, связанный с мифической великой Россией
Вопрос, радует ли меня арест российских активов в Бельгии, а затем и во Франции, вопрос не такой простой, как может показаться. Я когда-то писал касательно истории с НТВ, которое было погублено в те сроки, тем способом, о котором я предупреждал. Вот, когда это случилось, то я писал, что испытываю довольно сложные чувства, которые должен, видимо, испытывать врач, который точно называл диагноз, когда все ему говорили: "Да ладно, зашибись! Все будет хорошо. Чего вы нас пугаете? Вон какой цветущий". А человек умирает в этот срок от этого диагноза. Врач должен испытывать сложные чувства. С одной стороны, ему жалко больного, с другой стороны, все-таки некоторое профессиональное достоинство: все-таки дважды два – четыре, белое – это белое, черное – это черное, и он не зря учился.
А в случае с этими арестами и со всем, что сейчас происходит, – оно же не само по себе происходит, а в большом комплекте. И этот комплект коротко описывается нашим дальнейшим углублением в задницу, причем неотвратимым, и главное, что мы – Россия целиком – мы продолжаем петь песни, маршируя в эту задницу, мы продолжаем идти этим курсом. Мы даже не пытаемся, если говорить о стране, изменить курс. Ведь это же было предсказано. Мы должны заплатить эти миллиарды. Если мы не платим – они будут арестовывать. Ведь ничего нового не случилось.
Это хроника объявленной смерти. Было понятно, что у Запада ресурсов больше, было понятно, что право на их стороне, ресурсы тоже на их стороне; что на нашей стороне, кроме распальцовки "гоп-стоп", и надежды "на протырку" как-то проскочить, ничего нет – только 40 ракет, которые мы еще можем поставить и еще раз попытаться их взять на понт, на испуг. Но на Западе тоже не вчера родились и тоже не пальцем деланные. Они понимают, что их берут на понт и на испуг. Они связывают эти явления, они не дурнее нас. Все все понимают.
Если ты своровал, то это не проходит безнаказанно. Нельзя просто хапнуть ЮКОС, а потом сделать вид, что так и было. "Крот истории роет медленно" – он дорывается. Ведь ничего же не произошло нового, ничего неожиданного. Дальше мы видим диапазон наших реакций – от "я не я, и лошадь не моя" до просто хамства.
Одни просто плюются, другие переводят разговор в юридическую плоскость (министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что притязания на российское имущество в Бельгии не стали неожиданностью и будут обжалованы. – "ГОРДОН"). Но в юридической плоскости все ясно, решение вынесено. Можно отдельно наводить микроскоп крупно на каждый квадратный сантиметр, можно отойти немножко подальше и посмотреть всю ситуацию, весь пазл целиком.
Бельгийцы же идиоты – это все знают, а мы-то умные. Мы сейчас им вломим всем!
Мы в какую игру собираемся играть? Все, что мы сейчас говорим, новостной ряд этой недели – хамство высших чиновников, ракеты, радиолокационные станции, силы быстрого реагирования – это к кому обращаются эти речи? Напугать их? Глупо. Не получится. Смешно. Их этим не напугать, у них больше ресурсов, чем у нас, в том числе в мордоворотах. Больше ресурс, населения больше и мордоворотов больше, если понадобится. Мы пытаемся на этот язык перевести нашу внешнюю политику? Это с негодными средствами? Когда был Сталин — боялись. Сейчас уже не боятся. Сейчас у нас другие ресурсы, меньшие…Глава НАТО сказал: "Мы с пониманием относимся к испытаниям раритетной техники у наших границ".
Эти угрозы направлены внутрь, для некоторой части населения с разжиженными мозгами (разжиженными вполне сознательно "останкинской иглой"). У них это вызовет дикий энтузиазм: "О, мы сейчас им дадим, сейчас им покажем!" Вот эти все надписи на капотах автомобилей "Можно устроить еще раз!" – вот это все. Сейчас мы им, конечно, вломим. Бельгийцы же идиоты – это все знают, а мы-то умные. Мы сейчас им вломим всем! Отлично! Это дает подпитку энергетическую, это производит такой, в кавычках, "патриотизм", "патриотический" подъем.
Был опыт на крысах. Ученые нашли в мозгу центр острого удовольствия. Вживили туда электрод и связали его с клавишей определенной. Нажимаешь на клавишу – и получаешь удовольствие не от еды, не от секса, ни от чего, само по себе электронным образом в голову, прямо в голову, даже не через желудок, ни через что. И вот это несчастное животное умерло от голода. Оно нажимало на клавишу, оно не могло остановиться. Оно получало удовольствие до самой смерти.
Что-то мне это напоминает. Наша власть нашла в коллективном нашем мозгу центр удовольствия, связанный с мифической великой Россией, а также с "пиндосами", которым сейчас вставим, поднявшись с наших коленей, – вот этот акробатический этюд мы уже лет пятнадцать совершаем. В любой европейской стране администрация, обрушившая вдвое национальную валюту, пошла бы вон немедленно. А у Путина только растет рейтинг. Это связано с этой клавишей, с этим центром удовольствия.
По материалам "Эхо Москвы"