Генсек "Репортеров без границ" Делуар и глава проекта "Свобода" Филлипофф: Мы хотим перевернуть логику пропаганды не только в России, но и в других деспотичных режимах
Сколько жителей РФ имеют доступ к независимой журналистике, как можно бороться с российской пропагандой, являются ли российские пропагандисты, такие как Маргарита Симоньян или Владимир Соловьев, военными преступниками и как проект "Свобода" "Репортеров без границ" может помочь Украине в борьбе с российской агрессией. Об этом в интервью главному редактору издания "ГОРДОН" Алесе Бацман рассказали генсек журналистской организации "Репортеры без границ" Кристоф Делуар и руководитель проекта по борьбе с российской пропагандой Джим Филлипофф. "ГОРДОН" публикует текстовую версию интервью.
– В Европейском парламенте произошло очень важное и нужное событие. "Репортеры без границ" презентовали информационный проект, направленный на борьбу с российской пропагандой по всему миру. Мы – издание "ГОРДОН", YouTube-каналы Дмитрия Гордона, мои YouTube-каналы – стали частью этого информационного проекта. В рамках проекта со спутника будет вестись вещание на 61 млн русскоязычных домохозяйств по всей Европе, в том числе и 4,5 млн в России и 800 тыс. на оккупированных Россией украинских территориях. Идейные вдохновители – авторы этого проекта, а именно Джим Филлипофф, который руководит проектом "Свобода", и Кристоф Делуар, руководитель одной из самых уважаемых европейских журналистских организаций "Репортеры без границ". Мы записали с ними небольшие интервью об этом проекте, о его целях, о том, что же этот проект сегодня значит для нас и для войны, которую ведет Украина с фашистской Россией.
***
Мы хотим перевернуть логику пропаганды не только в России, но и в других деспотичных режимах. Мы не хотим противопоставить пропаганду пропаганде – мы хотим показать независимую журналистику
– Кристоф, какова ваша главная цель в этом проекте и в целом в отношении войны между Украиной и Россией?
Кристоф Делуар: Есть две цели. Первая цель – очень конкретная, дать русскоговорящим людям в России, Беларуси и восточной Украине доступ к независимой журналистике. Там, где к ней нет доступа или где получить доступ для них будет очень сложно. Тут это будет легче организовать, поскольку у них уже есть соответствующие приемники и тарелки. Мы даем прямой доступ к девяти теле- и радиостанциям на данный момент. Чтобы они пришли в дома русскоговорящих. Конечно, мы хотим увеличить это число – у 4,5 млн семей в России есть подходящие спутниковые тарелки. Сейчас, предположительно, есть 6–9% населения России, у которых есть доступ к независимой журналистике. Мы хотим увеличить это число. И мы делаем все возможное для нашего проекта.
– Сейчас мы в Европейском парламенте. И тут очень важное мероприятие. Какие у вас ожидания? Что меняется, что мы можем сделать и какие будут результаты у этого проекта?
– Мы хотим перевернуть логику пропаганды не только в России, но и в других деспотичных режимах. Деспотичные режимы используют пропаганду против демократий, чтобы их дестабилизировать. Мы не хотим противопоставить пропаганду пропаганде. Это было бы не очень хорошее средство. Мы хотим иметь независимую журналистику. Чтобы она транслировалась на аудиторию, которая живет в пропагандистских режимах.
– Кристоф, в вашем понимании российские пропагандисты, такие как Соловьев, Скабеева, являются военными преступниками, как Владимир Путин? Они должны оказаться в Гаагском суде?
– Есть люди, которые говорят, что все симметрично. Что пропаганда и журналистика – это одно и то же. Нет, это совсем разные вещи. И уже долгое время в "Репортерах без границ" мы считаем пропаганду врагом журналистики. Конечно, могут быть разные редакторские направления. Но пропаганда – это нечто другое. Это контент с исключительно политическими намерениями – уничтожить свободу и демократию. Мы должны этому противодействовать. Мы это делаем в "Репортерах без границ". Этого недостаточно, но мы делаем все, что можем.
– И как помочь Украине победить Россию?
– О, я не военный стратег. У меня есть идеи для демократии, для журналистики, но не более.
– Спасибо, спасибо вам большое за этот проект и за все, что вы делаете для Украины.
***
Последние 24 года россияне слушают пропаганду 24 часа в сутки и семь дней в неделю
– Джим, я благодарна вам за проект по противодействию российской пропаганде. Это целый спутник, который будет вещать на 61 млн домохозяйств по всей Европе, в том числе и 4,5 млн в России.
Джим Филлипофф: Все правильно.
– Как вам эта идея пришла в голову?
– Поскольку я работал в Украине, в странах СНГ в области телевидения и связи, я достаточно хорошо знал об инфраструктуре, особенно спутниках в регионах, включая Россию. Поэтому когда война началась, я начал думать: "Что я могу сделать?" Я не военный, но я знаю связь, я знаю телевидение. И я знал, что, может быть, мы смогли бы как-то действовать на россиян. Поскольку последние 23–24 года пропаганда 24 часа в сутки и семь дней в неделю. И только это слушают. Поэтому если было бы хоть что-то другое, может быть, это хоть что-то изменило бы. И поскольку 30% российского населения смотрят телевидение через Eutelsat (это французская компания), это дало возможность с ними поговорить, чтобы они открыли для нас частоты, чтобы мы могли сами решать.
– Российские пропагандисты, такие как Соловьев, Скабеева, – они военные преступники, как и Путин? Они заслуживают так же, как и он, быть в Гааге на скамье подсудимых?
– По-моему, министр Шойгу сказал, что информационная война важнее, чем пули. Важнее, чем танки. Кремль очень хорошо делает свою пропаганду не только в России, но и на весь мир. Поэтому я думаю, что уже пора, чтобы Запад и страны, которые хотят помочь в этой ситуации, мобилизировали все ресурсы и дали какой-то ответ. И может быть, этот проект – это один шаг в этом направлении.
– Какой была ваша цель, когда вы этот проект придумывали и запускали?
– В результате я бы хотел, конечно, чтобы, во-первых (не думаю, что наш проект может такого достичь), война закончилась.
– Чтобы Украина выиграла.
– И чтобы Украина выиграла в первую очередь. Чтобы все войска России ушли с украинской территории, включая Крым. Это был бы самый лучший результат, о котором можно подумать. Но я не думаю, что наш проект может этого достичь. Что мы можем сделать? Чтобы русскоязычные люди, которые смотрят телевидение, могли получить другой источник информации. Может быть, какой-то процент людей переосмыслит свою позицию, путинскую позицию.
– Если кто-то в Европе нас смотрит, или в России, или на оккупированных украинских территориях, вы должны знать, что вы можете это делать с помощью французского спутника, который сейчас запустился. Один из каналов на этом спутнике – "Гордон LIVE" с нашим контентом, с нашими интервью, интервью Дмитрия Гордона. Смотрите, потому что там вы увидите правду. Может, кого-то это заставит задуматься о том, куда и как военный преступник Путин ведет Россию и всех россиян. Он ведет их на кладбище.
– Да. Но это был бы тоже хороший результат. Но мы, конечно, хотим, чтобы Украина была свободной, чтобы Украина была без российских войск и чтобы русскоязычные люди в мире могли задуматься о своей позиции. Возможно, часть из них поддерживает войну потому, что не понимает ситуации... Если увидят другой источник информации, – возможно, они поменяли бы свое мнение.
– Какого наказания заслуживает Путин?
– Какого наказания? Думаю, что человек, который убивает людей как террорист, крадет и убивает детей, женщин и мирных людей... А это сотни и тысячи погибших… Уже понятно, что он заслужил… И не только на этом свете, а и на следующем. Потому что в Библии написано, что если человек обидел ребенка, то ему в другом мире… Говорят, что Путин – верующий человек, но я не верю в это.
– Угу.
– Если бы он знал хоть одну страницу Библии, он бы этого не сделал. Поэтому он рискует и собственной жизнью, и жизнью всех остальных… Это ужасный порок.
– Джим, спасибо вам еще раз.
– Спасибо, Алеся.
– И слава Украине!
– Героям слава!
– Спасибо, друзья.
– Спасибо.