Ландик: Янукович говорил: "Ищите, у меня в Европе ни копейки". Не врал, миллиарды Оппоблока хранятся у их друга Путина

Владимир Ландик: Знаете, почему Оппоблок за Россию, несмотря на войну? Потому что если слово поперек скажут – потеряют свои капиталы в РФ. Они ж туда все вывезли
Фото: Александр Карпюк / nbnews.com.ua

Москва "держит" бывших членов Партии регионов на деньгах и компромате, именно поэтому они, несмотря на войну на Донбассе, не произнесут ни слова упрека в адрес России. А то, что экс-регионалы Александр Ефремов, Юрий Бойко, Нестор Шуфрич и другие до сих пор на свободе – результат договоренностей между Кремлем и Банковой, заявил в интервью "ГОРДОН" бывший народный депутат от Партии регионов и луганский медиамагнат Владимир Ландик.

Бывший луганский медиамагнат, бизнесмен и предприниматель Владимир Ландик больше 11 лет был членом Партии регионов, основал и долгое время руководил луганским областным отделением партии, дважды, с 2006-го по 2012-й, был народным депутатом. До войны состояние Ландика оценивалось в 61 миллион долларов, он входил в десятку самых состоятельных луганских политиков. По данным газеты "Коментарии", экс-нардепу от фракции Партии регионов принадлежали Старобельский механический завод, почти все центральные рынки в области, торговые центры, гостиницы, множество объектов недвижимости, около 100 гектаров земли, а также медиахолдинг "Ирта", в который входили одноименный региональный телеканал "Ирта", радиостанции "Европа плюс" и "Шансон", информагентство "Ирта-Fax" и еженедельник "Вечерний Луганск".

В 2011 году Владимир Ландик вступил в открытый конфликт с бывшим губернатором Луганской области и главой фракции Александром Ефремовым. По утверждению самого медиамагната, могущественный регионал и приближенный к Виктору Януковичу Ефремов устроил провокацию его сыну Роману, чтобы выбить Ландика из парламентской гонки 2012 года. С началом войны на Донбассе предприниматель с семьей выехал с оккупированной территории, бросив там, по собственным словам, большую часть своего бизнеса: "Сегодня я лишенец. У меня практически ничего не осталось". 

В интервью интернет-изданию "ГОРДОН" Владимир Ландик рассказал, почему только с четвертой попытки ему удалось дать показания Генеральной прокуратуре против Ефремова, отчего не стоит ждать бунта шахтеров Донбасса против главарей "ЛНР" и "ДНР", а также объяснил, почему между Киевом и Москвой, по его мнению, существует "договорняк" не трогать влиятельных экс-регионалов. 

Кремль напрямую требовал от Банковой не трогать никого из Оппозиционного блока. Взамен Москва пообещала не трогать бизнес украинской власти в России

– Едва всплыла тема "черной бухгалтерии" Партии регионов, вы пообещали дать показания Генпрокуратуре против "преступлений бывшего главы фракции регионалов Александра Ефремова". Сдержали обещание?

– Конечно.

– Подробности расскажете или дали подписку о неразглашении?

– Не знаю, что подписывал, все равно расскажу. Я общался почти со всеми генеральными прокурорами, кроме Махницкого – он меня не принял, встречался с его первым заместителем (Олег Махницкий по квоте фракции "Свобода" был исполняющим обязанности генпрокурора с 24 февраля по 18 июня 2014 года."ГОРДОН"). Я по собственной инициативе ходил в Генпрокуратуру, напрашивался, записывался, настаивал: "Ну возьмите же у меня показания!". Никто даже не заинтересовался.

Я умирал просто! Разговариваю с генпрокурором воюющей страны, говорю о преступлениях главного сепаратиста Ефремова, а меня футболят в Главное следственное управление на Подоле. Прихожу туда, там тоже головой кивают: да, мол, факты хорошие – и опять показаний не берут. Юрий Луценко – единственный украинский генпрокурор, к которому я не просился на прием, надоело время попусту тратить. Но меня "112 канал" вынудил, я у них в эфире сказал: "Готов дать показания только если увижу в глазах Луценко желание довести дело Ефремова до ума".

– А сколько надо смотреть в глаза Юрия Витальевича, чтобы разглядеть такое желание?

– Меня попросили прийти в Генпрокуратуру после телеэфира. Луценко пригласил к себе в кабинет на 30-минутный разговор перед дачей показаний. Там и следователь сидел. Я рассказал все, что знал о Ефремове и его "деятельности" в Луганской области. Луценко выслушал и сказал: "Считаю, те, кто принес войну в Украину, должны ответить. Ваши показания станут серьезным основанием для этого".

Александр Ефремов был губернатором Луганской области с 1998-го по 2005-й, в 2010-м возглавил фракцию Партии регионов в Верховной Раде. Против Ефремова возбуждено несколько уголовных производств, в том числе за разжигание межнациональной розни и превышение служебных полномочий. В февраля 2015-го Печерский суд избрал ему меру пресечения в виде содержания под стражей с альтернативой в виде выплаты залога в 3,6 млн грн. Залог был внесен, регионала отпустили на свободу, а недавно сняли электронный браслет и вернули загранпаспорт. Фото: Александр Хоменко / Gordonua.com

– Луценко – четвертый генпрокурор с момента победы Майдана. Почему, по-вашему, предыдущих трех не заинтересовали ваши показания против Ефремова?

– Мне кажется, с весны 2014 года между украинской и российской властью был договорняк, кого можно трогать из бывших регионалов, а кого – нет.

– Приведите аргументы, прежде чем кричать: "Зрада!".

– А вы сопоставьте факты. После побега Януковича прошло два с половиной года, ни один бывший регионал не сидит на скамье подсудимых. Ни один! Думаю, Кремль напрямую требовал от Банковой не трогать никого из Оппозиционного блока. Никого и не тронули: Бойко, Шуфрич, Ефремов и другие на свободе. Взамен Москва пообещала не трогать бизнес украинской власти в России. Думаете, только у Порошенко фабрика в Липецке? Не-е-ет, у многих украинских политиков в России полно заводов, фабрик, бизнесов, банковских кредитов.

Договорняки между Киевом и Москвой были серьезные, вплоть до того, кого допускать к парламентским выборам 2014 года, а кого – нет. Думаю, Кремль требовал пропустить в Верховную Раду Оппозиционный блок, а Банковая ответила: тогда нам не нужны в парламенте коммунисты и свободовцы. Это было выполнено.

– Во-первых, за "Свободу" на парламентских выборах не проголосовал украинский избиратель, партия едва набрала 4,71% голосов. 

– А Оппоблок знаете как свои 9,43% набрал? Карусели, админресурс, подкуп – это всегда было, но в 2014-м власть подыграла бывшим регионалам и запретила голосовать на выборах в Раду вынужденным переселенцам с Донбасса. Мне, лишенцу, изгнанному с родной земли, даже права голоса не дали! Уголовники в тюрьме голосуют, а мы – нет!

– Может, руководствовались политической целесообразностью? Жители восточных областей традиционно голосуют за пророссийских политиков, для воюющей страны это может стать гибельным.

– Глупости! Именно мы, вынужденные переселенцы, никогда бы не проголосовали за Оппоблок, никогда бы не проголосовали за тех, кто принес в наш дом войну! Зная это, власть отняла у нас право голоса, в итоге в Верховной Раде опять сидят Бойко, Шуфрич, Дунаев, Иоффе, Новинский, Бакулин и другие экс-регионалы.

Почему за два с половиной года войны ни разу шахтеры не восстали? Ефремов и Ахметов посадили их на кредиты в собственных банках, вот они и молчат

– Думаю, вы удивитесь, узнав, что по последним соцопросам в Украине самый высокий рейтинг у двух партий – Оппозиционного блока и "Батьківщини".

– Знаете, почему Оппоблок за Россию, несмотря на войну на Донбассе? Потому что если слово поперек скажут – потеряют свои капиталы в РФ. Они ж туда все вывезли. На Западе каждый банковский счет под лупой рассматривают, если что не так – тут же арестуют деньги. Помните, Янукович говорил: "Ищите, у меня в Европе ни копейки"? Он не врал, миллиарды Оппоблока хранятся в России у их лучшего друга Путина. Москва держит бывших регионалов на бабле и компромате.

Путин не дурак: давал Партии регионов деньги, позволял выстраивать газовые и нефтяные схемы, но требовал хранить капиталы в России. А что теперь? Денюжки были ваши – стали наши. Оппоблок слова не пикнет против России, потому что там все их капиталы. Путин давно держит украинских политиков на денежном крючке.

Когда россияне заходили на Донбасс, обещали местным элитам: мол, весь юго-восток будет ваш. Регионалы оккупационные войска поддержали, но вдруг луганско-донецкая пьянь и рвань, получившая оружие, начала бесконтрольно все опустошать. Не россияне, а именно наши местные бандиты стали отжимать бизнес и грабить все и у всех.

17 декабря 2013 года, Москва. В разгар Майдана Виктор Янукович и Владимир Путин договорились, что Россия предоставит Украине кредит в $15 млрд. Через два месяца Янукович сбежит в Ростов-на-Дону, а Путин аннексирует Крым и развяжет войну на Донбассе. Фото: ЕРА

При так называемом главе "ЛНР" Болотове вообще ужас был: в каждом городе – свое бандитское формирование. После Плотницкий пришел с ГРУ РФ, возглавил недореспублику, стал наводить "порядок", отстреливая лидеров боевиков, не подчинявшихся Москве. Когда региональная элита Донбасса возмутилась в адрес Кремля: мол, вы ж нам обещали Донбасс полностью, а сами наши предприятия разграбили, Путин им ответил: дескать, а вы нам обещали, что до Киева доведете.

– Откуда у вас такая информация?

– Знаете, что мне еще в 2014-м говорили подельники Ефремова в Луганской области? "Ой, да скоро сюда Россия придет. Но Донбасс им не нужен, они на Киев пойдут, а мы уже распределили, кому достанутся шахты, заводы, базары, универмаги". Прямым текстом говорили! Ефремов все расписал своей команде.

Путин обманул регионалов. Он изначально знал, что на востоке Украины будет грабеж и разруха, проходил такое в Чечне, Грузии, Абхазии. Кремлю никогда не нужен был Донбасс, а только хаос по всей Украине.

Почему за два с половиной года войны ни разу шахтеры не восстали, даже когда на Донбассе не было регулярной армии РФ, а была лишь горстка вооруженных сепаратистов? Вас интересует, почему шахтеры, здоровые суровые мужики, не восстали и не набили морды пророссийским бандюганам?

– Очень интересует. Почему?

– Испугались. Не такие дурные Янукович и Ахметов, как вам кажется. Они планомерно и системно превращали Украину в нищее государство, когда избирателя можно купить даже не за 200, а за 10 гривен. Это еще при Кучме началось, но тотально система подкупа развивалась с 2006-го, когда Янукович стал премьер-министром.

Что делали Ефремов и другие? Планомерно сажали украинцев на кредиты в собственных банках. На Донбассе даже сковородки в кредит брали! У шахтеров все было в кредитах: квартиры, автомобили, бытовая техника. Я как депутат всю Луганскую область объезжал, спрашивал: "Какие проблемы, какие просьбы?". Знаете, что шахтеры отвечали? "Пусть нам парковку больше сделают, машины негде ставить".

У них все в кредитах было, все! Зарплаты небольшие платили, но достаточные, чтобы кредиты брать в банках регионалов. Ахметов через кредиты повязал Донбасс так, что там каждый боялся только одного – потерять работу. Выгонят с шахты, как кредит выплачивать? Вот шахтеры и молчат все два с половиной года войны.

Июль 2012 г. Ринат Ахметов и Александр Ефремов после матча за Суперкубок Украины по футболу между "Шахтером" и "Металлургом". Фото Валерия Белокрыла / УНИАН