"Мыло" особого значения, или Почему запрет большинства сериалов "made in Russia" не лишен смысла G

Госкино запретило к показу и отменило прокатные удостоверения ряда российских фильмов и сериалов
Фото: ЕРА

Почему “мыло про любовь” – это такая же часть российской пропаганды, как и сериалы о спецназе, какие фильмы из РФ стоит оставить в украинском прокате и зачем вообще что-то запрещать показывать? Колумнист издания "ГОРДОН" Евгений Кузьменко рассуждает о последних решениях Госкино Украины и полемизирует с российскими коллегами, из которых “одни недоумевают, а другие – хихикают”.

В стране Великих Духовных Скреп запретительную меру Госкино тоже не понимают

Известие о том, что Госкино Украины запретило к показу еще 34 российских фильма и сериала, можно воспринимать по-разному.

С одной стороны, запрещать какой-либо информационный продукт в эпоху пиратских торрентов – дело хлопотное и не очень-то эффективное. С утра запретили – а днем внучек зашел в интернет и скачал запретный плод в течение полутора минут. Вечером бабушка уже смотрит очередную серию и восклицает, обращаясь к подколодной подруге героини сериала: "Ах ты ж гадина! Ты зачем спрятала письмо Николая? Они ж со Светой любят друг друга".

И потом – ну не про силу же русского оружия это кино. Простое незамысловатое "мыло" "за жизнь". Одни только названия запрещенных опусов чего стоят: "Слишком красивая жена", "Золотая невеста", "Исцеление", "Мама, я женюсь", "Манекенщица", "Мой белый и пушистый", "Не отпускай меня", "Ненавижу и люблю", "Некрасивая любовь", "Однажды и навсегда", "Сила любви", "Хорошие руки", "Крестный", "Цена любви"…

В стране Великих Духовных Скреп запретительную меру Госкино тоже не понимают. Одни недоумевают, другие – хихикают. На днях слушал прямой эфир  на "Эхе Москвы" с Дмитрием Глуховским. Вроде и радиостанция либеральная, с критическим подходом к происходящему в России; и писатель вдумчивый, сопереживающий украинскому народу – а только ведущий ернически спрашивает: "Разве это не смешно? "Вы у нас Крым забрали, а мы ваше кино смотреть не будем"?".

И Глуховский объясняет, что эффективность этих мер нулевая, а посыл – популистский. И добавляет: "Глупо ли это? Мне кажется, это просто бессмысленно. Но происходит это именно от продолжения вектора на национализацию и изоляцию Украины от культурного воздействия России. Вот такая аналитика…".

Ну что тут можно сказать? Хреноватая аналитика, Дмитрий. И опровергается она простым словосочетанием: "страна-агрессор". Возьмите себе за правило подставлять его в любую аналитику по украинско-российским отношениям – и будет вам счастье.

Например: "В ходе переговоров в Минске сторона-агрессор заявила, что…". Или: "В киевских магазинах стали меньше покупать горчицу производства страны-агрессора…". А также: "Госкино Украины запретило к показу еще 34 фильма и сериала производства страны-агрессора…".

И смысла становится все больше, правда? Это, конечно, если посмотреть на ситуацию с киевского боку.

"Мыло за жизнь" – это такой же информационный наркотик производства РФ, что и сериалы про спецназ. Только целевая аудитория – не молодежь, а пенсионеры

Я не сторонник тотального запрета всей российской продукции: лучшее из того, что снято не по путинским лекалам, должно доходить до рядового украинца. И консультировать государство по этому вопросу должны мудрые и хорошо разбирающиеся в кинематографе люди.

Что до остальной продукции "made in Russia"… Мне вспоминается апрель 2014-го, когда конфликт на Донбассе только разгорался. Автор этой колонки приехал тогда в Донецк – делать репортаж про "Русскую весну". И, подойдя к захваченному зданию обладминистрации, сначала наткнулся на истерические листовки про английский спецназ из Чернигова.

А затем – на пожилую женщину в пальто. Женщина надрывно голосила: "Ребята, русский спецназ! Витязи наши, защитники! Спасите нас от этих бандеровских убийц!..". И "витязи" спешили на помощь. Сначала местные зомби, не менее 15 лет прожившие под информационным зонтиком Рината Ахметова: российские каналы + "Интер" + ТРК "Украина".

Затем российские пассионарии и "солдатики удачи", все свое детство и юность смотревшие сериал "Спецназ", "Морские дьяволы. Смерч", "СОБР", "Спецотряд "Шторм", "След-52", "Отдел С.С.С.Р", "Группа "Зета", "Морской патруль" и т.д. и т.п.

А потом и сами спецназовцы, двое из которых недавно получили 14 лет лишения свободы от Голосеевского суда.

Фото: brd24.com

Понятно, что главный информационный укол в головы этих отважных ребят делали командиры вкупе с выпусками новостей на федеральных российских каналах. Однако основу закладывали сериалы – про наших разведчиков и ихних шпионов, про гнусных "чехов" и убийц-пиндосов. А также про подлых хохлов, стрелявших в спину советским воинам-освободителям.

Одного из таких персонажей – жестокого коварного старосту-бандеровца Артеменко – сыграл в сериале "Диверсант" гордость российского кинематографа Олег Табаков.

…Тут иной читатель почешет лоб и недоуменно спросит: "Ну, про спецназ понятно – но при чем здесь "мыло" про любовь?

А при том, отвечу я, что все это "мыло за жизнь" – это такой же информационный наркотик производства РФ, что и сериалы про спецназ. Только целевая аудитория – не молодежь, а пенсионеры. Те самые пенсионеры, которым уже внушили, что на западе Украины живут бандеровцы, на западе Европы – геи и педофилы, а Майдан случился по указке Белого дома.

И смотрят эти мамы и папы, бабушки и дедушки "мыло" про то, "как в России люди живут". И нет в этом кино ни подводной лодки "Курск", ни Беслана с Кущевкой, ни Болотной площади с путинскими офшорами и друзьями его из кооператива "Озеро". И Политковской нет, и Немцова со Щекочихиным. И фильма Звягинцева "Левиафан", и документалистики про выкрутасы семейства генпрокурора Чайки…Нафига расстраивать свой народ, а также тех, кто приобщается к "Русскому миру" через телеантенну за рубежом?

А есть – только бесстрашные чекисты, удачливые фирмачи, мужественные следаки, обаятельные дачники, мудрые сельские деды. Неприятности и убийства в этих фильмах-сериалах тоже случаются, но как бы походя, для того чтобы все в итоге закончилось хорошо.

…Недавно, добираясь из Киева в Сумы на маршрутке, имел возможность наблюдать за тем, как это работает. Пока ехали, публика в салоне авто имела возможность просмотреть три российских фильма. Как будто на подбор, все были про бизнесменов и их семьи: охоту за акциями, интриги, завещания с миллионными суммами.

Ехавшая рядом со мной женщина лет 60, в очках и платье в цветочек, смотрела на экран безотрывно, охала и ахала, глядя на хорошо одетых, ухоженных людей, их разговоры о виллах на Сардинии, на шикарные авто в кадре.

Когда же в визуальный ряд неспешно въезжали трехэтажные загородные дома героев, женщина закрывала ладонью открытый в изумлении рот, поворачивалась ко мне и спрашивала: "Нет, ну поглядите, как они в России живут, правда?". Сидевший неподалеку мужичок средних лет и в штормовке кивал головой: мол да, живут же люди! 

И только молодой парень, на вид студент, услышав эту фразу в энный раз, зевнул, нацепил наушники, открыл планшет и принялся смотреть свое кино. Я пригляделся. На экране планшета появились Майкл Мэдсен и Ума Турман.

Кажется, это был Тарантино.