"Право на забвение" или угроза свободе слова? В Раде появился новый законопроект, журналисты бьют тревогу
21 сентября в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект №14057 о внесении изменений в Гражданский кодекс Украины в рамках его обновления (рекодификации). В частности, влияющих на деятельность СМИ. Об этом говорится в пояснительной записке документа.
Один из его пунктов предусматривает "право на забвение" фигурантов публикаций в СМИ. В случае его поддержки те, чьи имена фигурировали в статьях, смогут требовать удаления или ограничения доступа к информации о себе, если она потеряла общественную значимость или нарушает право на конфиденциальность. Это касается не только судимых или осужденных, но и любого, кто упоминается в публичном пространстве.
Законопроект вызвал волну возмущения среди представителей медиасообщества и правозащитников, которые считают, что он представляет угрозу свободе слова в Украине.
Так, медиапроект Bihus.info, специализирующийся на расследовательской журналистике и антикоррупционных разоблачениях, написал в Facebook, что законопроект ставит под риск само существование журналистских расследований.
"Новая неделя – новая кринж-идея от депутатов. [...] На этот раз в меню – блокирование возможности рассказать вам о чьих-то схемах до приговора суда, компенсации "морального ущерба" за оценочные суждения (это когда кому-то не понравилось, как вы о нем говорите, даже если с фактами все ок), а еще удаление "неактуальных" материалов – правда, кто будет определять их актуальность, вообще непонятно", – отметили журналисты.
Украинский медиа-эксперт, журналист и редактор Глеб Гусев отметил, что документ содержит три момента, которые создадут проблемы для представителей СМИ. Среди них он назвал невозможность обнародовать имя подозреваемого или обвиняемого без его согласия, право близких родственников умерших распоряжаться любыми их фото и аудиозаписями, а также неразглашение чужих тайн, за исключением тех, которые могут защитить жизнь и здоровье конкретных людей.
В Институте массовой информации (ИМИ) подчеркнули, что документ содержит "чрезмерно жесткие требования к медиа и несет риски цензуры". По мнению ИМИ, он создает угрозу нарушения ст. 10 Конвенции по правам человека, может привести к чрезмерному давлению на медиа с целью удаления контента, а также к росту самоцензуры и злоупотреблений судебными процессами со стороны чиновников или корпораций. Еще одним очень проблемным моментом в институте называют расширение права на опровержение и права на ответ в СМИ.
"Это, несомненно, уничтожит редакционный контроль, профессиональные стандарты журналистики и превратит медиа просто в подставки для микрофонов, которые будут обязаны предоставить эфир кому угодно, кто был упомянут даже бегло и косвенно, но кто сочтет, что упоминание в медиа нарушает его или ее "личные права". И этот кто-то получит возможность навязывать свою версию событий даже относительно достоверного материала. Это представляет огромные угрозы для свободы слова и журналистики как профессии в целом", – считает директор ИМИ Оксана Романюк.
После волны критики один из соавторов законопроекта, нардеп от "Голоса", председатель комитета Совета по свободе слова Ярослав Юрчишин отозвал свою подпись.
"Проконсультировавшись с медиа-юристами, которые дольше работают в сфере медиа-права, я пришел к выводу, что отдельные положения из 128 страниц таблицы правок действительно могут читаться по-разному, и отозвал подпись согласно статье 90 регламента ВРУ", – проинформировал он 24 сентября.
Нардеп признал, что документ нуждается в доработке с учетом позиции медиасообщества, хотя и не касается исключительно журналистов. Он добавил, что инициатор законопроекта, председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук проинформирован о критике документа со стороны СМИ и готов обсудить его с представителями прессы.
"Мог бы еще много писать, но зафиксирую основное. Я считаю, что персонально ошибся, не обеспечив на данном этапе экспертизу проекта медиа-юристами и поставив подпись без этой экспертизы. Я признаю и стараюсь делать все, чтобы исправить эту ошибку. Буду информировать о дальнейших шагах", – подытожил Юрчишин.