Шокина "слили", но цирк остался: как смеялись и плакали над Генпрокуратурой при Порошенко
Колумнист издания "ГОРДОН" Евгений Кузьменко вспоминает ключевые события, случившиеся за время, когда Генеральную прокуратуру Украины возглавлял Виктор Шокин и рассуждает о том, почему президент Петр Порошенко внес на рассмотрение Верховной Рады представление на увольнение Шокина только через четыре дня после того, как заявление об отставке было написано генпрокурором.
Генпрокуратура превратилась в коррумпированное посмешище – вполне способное, тем не менее, больно цапнуть за ногу
Порой мне кажется, что президент Украины Петр Порошенко поставил перед собой задачу за отпущенную ему пятилетку целиком и полностью развалить Генеральную прокуратуру.
То в генпрокурора стреляет таинственный киллер – и чего дальше? И генпрокурор жив, и киллер не пойман – ну, просто тебе "Гарри Шокин и сбежавший тепловизор". Народ ржет вовсю, а на Банковой делают вид, что так и должно быть.
Но это уже "поздний Шокин", а что было раньше – помните? Как всем честным народом выковыривали из ГПУ зама Шокина, богатейшего Даниленко – и все это время президент не проявлял никакого желания "власть употребить".
Потом дело "бриллиантовых прокуроров", когда система сплотилась, дабы не быть перевернутой. Владимир Гузырь – небось, уже и забыли такого господина, успешно державшего оборону "старых ценностей" против "этих борзых наглецов"?
Важную роль в этой обороне сыграл Петр Порошенко. С одной стороны, привечал "молодого реформатора" Давида Сакварелидзе, встречался с ним по нескольку раз на неделе. С другой – холил и лелеял преданного ему Шокина. Вспоминается цитата из "Белых одежд" Владимира Дудинцева: "Хороший, послушный и злой собака. Кусачий. Касьян его ни на кого не променяет. И на вас, в том числе. Пожалуйста, не заблуждайтесь на этот счет…".
Провал Генпрокуратурой следственной работы по расстрелам на Майдане. Бегство или спокойный уезд видных "регионалов". Казус Клюева. Истории от журналистов-расследователей про то, как за деньги дела открывают и дела закрывают. Внутренняя война с Касько. Односторонняя охота на Корбана. Статистика по реформированию органов прокуратуры: ноль целых ноль десятых новых лиц!
Генпрокуратура превратилась в коррумпированное посмешище – вполне способное, тем не менее, больно цапнуть за ногу (когда очень нужно). И все это время Петр Алексеевич упорно отказывался сдавать Шокина. Его можно было понять: давать увольнительную старому надежному кадру как-то не хотелось. Потому что из выделенной президенту по Конституции квоте Аваков ему не принадлежит (жаль, жаль!), а Грицака из СБУ куда угодно не пошлешь без того, чтобы не потерять лица. На кого опереться? Через кого надавить, намекнуть, принудить?
Торговать шефа Генпрокуратуры на открытых торгах в обмен за отставку правительства – это, конечно, триумф делового подхода
Логика президента понятна, но факт остается фактом: над Генпрокуратурой стали посмеиваться, а после киллера с тепловизором – так и откровенно хохотать. Вот вы часто сталкивались с цепным псом, над которым смеются? Вот то-то и оно…
Эпопея с коалицией довела шокиниаду до какого-то малопристойного фарса. Торговать шефа Генпрокуратуры на открытых торгах в обмен за отставку правительства – это, конечно, триумф делового подхода и коммерческой целесообразности, но какое отношение имеет ко всему этому управление институтами государственной власти?
Наблюдая в последние дни за тем, как президент трактует отставку одиозного генпрокурора как козырь в большой карточной игре, смех органично переходил во всхлипыванье – и так по многу-многу раз. Еще утром 16 февраля сразу несколько СМИ сообщили, что Виктор Шокин принес Петру Порошенко заявление о своей отставке. (Понятно, что с подачи президента, ибо сразу после этого и было опубликовано его обращение). 17 февраля это в телеэфире подтвердил и Юрий Луценко: "Он написал заявление об отставке. Президент с ним встретился и получил от него заявление об отставке. На момент пока Верховная Рада его не утвердит, он находится, как я понимаю, на больничном или в краткосрочном отпуске, он не выполняет обязанности".
Еще раз перечитаем слова главы президентской фракции в Верховной Рады. Особое внимание обратим на фразу: "Президент с ним встретился и получил от него заявление об отставке".
Все это было в среду, 17 февраля. И вот пятница, 19 февраля. Пресс-секретарь главы государство Святослав Цеголко пишет у себя в Twitter: "Генеральный прокурор Виктор Шокин написал заявление об увольнении. Оно сегодня поступило в Администрацию Президента. Сам видел".
Интересно, а что ж такого случилось в прошедшие два (а если верить источникам в прессе, то и все три) дня? Президент потерял первый вариант прошения об отставке? Или Виктор Николаевич неправильно проставил дату, пришлось возвращаться домой, переписывать, а человек он немолодой, так время и пробежало?
Как бы то ни было, к вечеру пятницы стало известно, что Порошенко уже внес в парламент представление об отставке Шокина. Но вы знаете, цирк не прекращается, поскольку всплывающие в прессе кандидатуры – одна веселее другой. Первый зам Юрий Севрук? Хрен редьки не слаще. Главный военный прокурор Анатолий Матиос? Чур меня, чур! – места в статье не хватит, чтобы воздать должное этому господину с глазами Горлума и горячей страстью сесть в кресло генпрокурора. Павел Жебривский? Безусловно, вариант получше – но опять из категории "друзей президента"…
Скамейка запасных у президента чрезвычайно коротка, а попробовать человека извне, ему, судя по всему, и в голову не приходит. Изменится ли ситуация сейчас? Или Генпрокуратура так и останется посмешищем, глядя на которое, хочется не смеяться, а плакать?