УПЦ Московского патриархата заявила о “церковном рейдерстве“. Что собирается принять Рада и к чему это может привести?
В четверг, 18 мая, Верховная Рада должна рассмотреть два законопроекта, которые могут повлиять на деятельность Украинской православной церкви Московского патриархата. Законодатели хотят наделить "особым статусом" религиозные организации, "руководящие органы которых находятся в стране, признанной Верховной Радой государством-агрессором". "ГОРДОН" разбирался, что это может значить на практике.
Проект закона №4128 внесли на рассмотрение парламента в феврале 2016 года Виктор Еленский, Светлана Войцеховская ("Народный фронт"), Ирина Подоляк ("Самопоміч"), внефракционный Сергей Тарута, Андрей Лозовой ("Радикальная партия"), Павел Кишкарь и Артур Герасимов (Блок Петра Порошенко). Авторы предлагают изменить две статьи закона "О свободе совести и религиозных организациях" в части смены подчинения церковных приходов. Сейчас в законе говорится, что государство "признает право религиозных организаций" подчиняться любым органам управления в Украине и за ее пределами. Если законопроект примут, статью дополнят требованием в случае смены подчинения вносить изменения в устав организации. При этом нужно будет получить согласие на изменение устава на собрании религиозной общины.
Также авторы предлагают поменять само определение религиозной общины. Если сейчас это – "организация верующих граждан одного и того же культа, вероисповедания (…), которые добровольно объединились для общего удовлетворения религиозных потребностей", то в законопроекте отмечается, что принадлежность человека к такой общине должна подтверждаться "его участием в религиозной жизни конкретной общины".
В поддержку этого документа в прошлом году выступала Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Архиепископ Евстратий Зоря говорил, что с 2014 по 2016 годы более 39 приходов Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) перешли под юрисдикцию УПЦ КП. Зоря отмечал, что для юридического урегулирования такого перехода нужно принять законопроект №4128.
В УПЦ МП эту норму назвали "церковным рейдерством".
Законопроект №4511 "Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в стране, которая признана Верховной Радой государством-агрессором" находится на рассмотрении парламента с апреля 2016 года. Под документом подписались 13 нардепов из фракций "Народного фронта", Блока Порошенко, "Самопомочі", а также внефракционные депутаты. В октябре прошлого года проект закона одобрил профильный комитет, в феврале 2017-го документ включили в повестку дня сессии.
В законопроекте всего семь статей (полный текст доступен по ссылке). Суть документа – ужесточение контроля за деятельностью религиозных организаций, которые управляются из государства-агрессора. Поскольку страной-агрессором признана пока только Российская Федерация, речь прежде всего идет об УПЦ МП, которая подчиняется предстоятелю Русской православной церкви (РПЦ).
По задумке авторов законопроекта, УПЦ МП (и другие религиозные организации, которые управляются из РФ) должна подписать с Украиной договор о получении "особого статуса" и перерегистрировать свои уставные документы в шестимесячный срок (три месяца есть у церкви, чтобы подать документы, еще три месяца есть у госоргана, который будет проводить регистрацию).
В договоре между церковью и государством должны быть прописаны обязательства "уважать суверенитет, территориальную целостность и законы Украины, а также уважать другие религиозные организации, действующие на территории Украины" (это, скорее всего, тоже не понравится УПЦ МП, которая считает Украинскую православную церковь Киевского патриархата раскольнической). Государство в свою очередь гарантирует право на "беспрепятственную деятельность" таким организациям "в рамках действующего законодательства".
Кроме того, церковь с "особым статусом" должна согласовывать кандидатуры центрального и регионального руководства с "центральным органом исполнительной власти, реализующим политику в сфере религии" (четко эта процедура не прописана, но, похоже, что глава УПЦ МП и руководители епархий должны назначаться как иностранные послы: озвучивается кандидатура, и если Киев согласен, дипломат может приступать к работе), а также согласовывать с органами, которые регистрировали устав, визиты иностранных религиозных деятелей.
Также в законопроекте предусмотрена ответственность для таких церквей за нарушение украинского законодательства: запрет на деятельность в Украине.
Пресс-служба УПЦ МП называет эти законопроекты "антирелигиозными". В день голосования представители Московского патриархата собираются провести под Радой молебен, чтобы "остановить закон о церковном рейдерстве". В УПЦ также заявили, что против принятия документов выступила уполномоченный ВР по правам человека. С критикой законопроектов выступали экс-регионалы (например, Оппозиционный блок и "Відродження") и глава РПЦ Кирилл.
Один из авторов проекта №4511 нардеп Дмитрий Тымчук подчеркнул, что "кроме УПЦ МП, никто в Украине особо этим законопроектом не опечалился".
"Созданным ажиотажем УПЦ МП сама подтвердила свое осознание, что Россия – агрессор, ведь в законопроекте нет ни единого упоминания ни об УПЦ МП, ни об иной церкви – речь идет о "виртуальных" религиозных структурах, которые управляются из государства-агрессора. Так что поздравляем с прозрением, господа религиозные деятели на ставке ФСБ. На воре шапка горит", – написал Тымчук в Facebook.
Раскритиковали законопроект и в Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады. Так, в выводе (.doc) управления подчеркивается, что предоставление "особого статуса" некоторым из религиозных организаций может расцениваться как вмешательство государства в дела церкви, что запрещено Конституцией. Это также противоречит закону "О свободе совести и религиозных организациях".
Обязательство церкви с "особым статусом" "уважать суверенитет и территориальную целостность", которое авторы документа предлагают прописывать в договоре, научно-экспертное управление назвало "слишком декларативным" и усомнилось в его целесообразности, потому что в Уголовном кодексе уже предусмотрено наказание за посягательство на независимость и территориальную целостность Украины.
По итогам рассмотрения в первом чтении научно-экспертное управление парламента рекомендовало отклонить оба законопроекта. Тем не менее, профильный комитет Рады, рассмотрев эти и другие замечания, рекомендовал депутатам принять проекты в первом чтении и направить их на доработку.