Жена Поклада: До Европы нам еще очень далеко! Там за нарушение прав до конца жизни долги выплачивают G

Светлана Поклад: В кабинете Игоря лежит целая куча договоров на безвозмездной основе с очень известными артистами
Фото: Михайло Маслій / Facebook

Жена покойного украинского композитора Игоря Поклада Светлана Поклад на фоне общественного резонанса о проблемах авторского права в Украине дала интервью интернет-изданию "ГОРДОН", в котором рассказала о проблемах с авторским правом в Украине, нарушителях, о том, почему конфликты часто не удается решить цивилизованно, а также о том, как президент Украины Владимир Зеленский не поверил ей, узнав сумму авторских отчислений ее мужу.

– Светлана Валерьевна, наше интервью, собственно, обусловлено последним скандалом на поле того же авторского права. Сын ваших близких друзей Евгений Рыбчинский обвинил певицу Тоню Матвиенко в нарушении авторских прав не только его отца – поэта Юрия Рыбчинского, но и вашего мужа.

– Я уже несколько раз хотела поставить точку в этой истории, но мне никак не удается. Эта история не о Евгении, не о Тоне и не о любом другом. Эта история о защите авторского права в Украине. Просто в этот раз Антонина решила, что песни, которые пела ее мама Нина Митрофановна, перешли ей в наследство. А это произошло потому, что она просто не знает закона об авторском праве. Идея заключалась в том, что мы должны были пригласить не только Тоню, но и многих других исполнителей в авторское агентство, которое руководит правами на музыку Игоря Дмитриевича, озвучить им свои претензии, выяснить все на месте, найти общий язык, компромисс и продолжить работать дальше. Но так случилось, что Женя в своем интервью немного поспешил, приоткрыл занавес – и вся эта история выползла наружу.

– То есть вы не знали, что Евгений планирует рассказать об этом широкой аудитории?

– Нет, этого не должно было произойти. Мы хотели совсем по-другому это сделать – цивилизованно, как это делается между исполнителем и автором. Но случилось как случилось, здесь дело в другом. В том, что 90% украинских исполнителей вообще не хотят упоминать, что существует это авторское право. Некоторые вообще делают вид, что никакого авторского права не существует, некоторые откровенно манипулируют этим законом, некоторые нагло обманывают авторов. Сравнение очень простое: ты нарушаешь ПДД, проезжаешь на красный свет – и получаешь штраф. Так почему, если человек нарушает закон об авторском праве, он должен быть безнаказанным? Каждый, кто нарушает закон, должен быть наказан!

– Так как завершилась история с Тоней?

– Все вопросы мы решили. Нормально решили, цивилизованно. Единственное, почему Евгений так эмоционально к этому отнесся, потому что у Тони было очень много времени, чтобы пообщаться с Игорем Дмитриевичем лично. Зная, в каких отношениях с ним была Нина Митрофановна – они были друзьями такими, что еще поискать надо! И Тоня, пожалуй, самая первая в списке, кто бы получил это право, эту лицензию, если бы просто позвонила и сказала: "Игорь Дмитриевич, позвольте", он бы точно ответил: "Тонечка, пой сколько хочешь". Но последней точкой для меня стало то, что я не увидела Тоню на похоронах Игоря Дмитриевича, к сожалению... Тогда я сказала, что мы это дело доведем до конца.

Мы собрали кучу материалов! Концерты, гастроли, записи... В конце концов, категорически отказались от того, чтобы Тоню штрафовали, а тем более от судебных исков. Мы простили все, что было до этого, оформили лицензии на песни и продолжаем работать. И вот уже альбом памяти Нины Матвиенко, который вскоре выпустит Тоня, выйдет с несколькими песнями Игоря Дмитриевича, разрешение на исполнение которых мы безвозмездно предоставили.

– Вся эта история получила большую огласку. В сети вас поддержали, но большинство, кажется, не поняло... Какой вывод вы сделали после этого скандала?

– Вывод один – у нас люди очень любят громкие заголовки и даже не пытаются разобраться в первопричинах произошедшего. Если бы хоть кто-то раз в жизни задумался, открыл интернет и прочел, как должно быть... Но нет, у нас любят читать исключительно заголовки. В результате мы получили очень неприятные последствия – и скандалы, и бессонные ночи, и кучу оскорбительных слов в наш адрес. Для себя же я еще больше осознала одно – я буду хранить то, что осталось по наследству от Игоря Дмитриевича, а его творчество – это самое главное, что осталось. И буду делать все, чтобы его музыка звучала. На самом деле есть очень много идей.

– Множество артистов, и не только "местного разлива", исполняют песни и Игоря Дмитриевича, и других авторов, даже не думая об авторских правах. Почему после такой "халявы" им стоит позаботиться о приобретении лицензий?

– Нет, лицензию покупают исключительно те, кто использует песни на коммерческой основе – платные концерты, фестивали, съемки, YouTube и т.д. Если же кто-то планирует петь их дома, на свадьбе, в самодеятельном концерте или в рамках благотворительного концерта – пойте! Пожалуйста! Здесь еще немаловажный момент, потому что многие путают понятия авторского права и роялти. Если, например, Игорь Дмитриевич большинство договоров подписывал на безвозмездной основе, то это оставляло за ним право получать роялти, которые исполнители могли направлять в агентство, а оттуда уже непосредственно автору.

А вот коммерческим исполнителям следует позаботиться о приобретении лицензий. Это в их интересах, чтобы кто-то не пошел в суд с иском на них. Потому что сумма штрафа за нарушение прав и сумма, которую платят за лицензию, – это абсолютно несравнимые суммы.

В кабинете Игоря Дмитриевича лежит целая куча договоров с очень известными артистами – Павлом Зибровым, Владимиром Гришко, Национальным заслуженным академическим украинским народным хором имени Григория Веревки, концертным залом "Дворец "Украина"... В этих договорах переданы неисключительные авторские права на исполнение песен. Это все было сделано давным-давно. То есть сегодня тем, кто хочет петь, ничего не стоит просто позвонить в агенство, которое защищает права, и попросить право петь песни.

– Помните, когда проблема с авторским правом стала обыденной? Как эта система работала в Советском Союзе, ведь тогда представители искусства могли жить достаточно неплохо?

– В Советском Союзе существовало Управление по защите авторских прав, где в одной очереди стояли академики, композиторы, архитекторы, музыканты и другие. И это были действительно неплохие деньги, потому что было четкое понимание: представитель искусства – такая же профессия, как учитель или строитель, и за искусство надо платить. Как только Союз распался, в Украине исчезло и упоминание об авторских правах. То есть еще вчера Игорь Дмитриевич что-то получал, а завтра он проснулся человеком с несколькими рублями на сберкнижке. Когда уже в конце 1990-х авторское право заработало, и неплохо заработало, вот тогда было немного облегчения. И работало более-менее неплохо примерно вплоть до 2012 года, потому что Государственное агентство перестало существовать, а появилось несколько десятков мелких агентств, каждое из которых тянуло авторов к себе.

– Как думаете, получится ли решить эту проблему в Украине, поскольку каждый раз получают огласку истории с борьбой за авторское право то от Алены Мозговой, то от Русланы или Игоря Кондратюка, которые постоянно контролируют этот вопрос?

– Очень надеюсь, что получится! Собственно, все в руках и этих агентств, которые должны донести исполнителям, что закон нужно соблюдать. Все. Здесь больше и придумывать ничего не нужно. Либо будет по закону, либо будет по суду, третьего не существует. А суд всегда будет на стороне автора. Все-таки закон существует, и там четко разграничены права авторов и обязанности тех, кто получает неисключительные авторские права, то есть то, что мы называем лицензией.

– В вопросе авторского права нам до Европы еще далеко?

– Я не скажу, что очень хорошо знаю работу авторского права в Европе, но точно знаю, что если бы нашелся там кто-то, кто без лицензии спел на своем концерте песню, например, группы АВВА, – выплачивал бы за это долги до конца жизни. Это запрещено, это кража. Банальное воровство! В Европе за пиратство платят безумные штрафы, а у нас пиратство – это святое. Кто-то даже пытается за пиратами бегать...

Расскажу историю, которую немногие знают. Игорь Дмитриевич, как известно, является автором музыки к нескольким сериям мультфильма "Как казаки...". Так вот мы лет пять судились с официальной студией, которая выпустила диски с его музыкой без разрешения. Мы дошли до Верховного Суда! Ничего не добились. И уже лет 20 этот иск лежит в Европейском суде. Так что нам очень далеко до Европы. Очень! А до США так и вообще...

Фото: president.gov.ua

– Вы не раз общались с Владимиром Зеленским. Говорили ли с ним об этой проблеме в украинском законе?

– Когда мы в 2021 году собирались на прием к президенту, я понимала, что подниму тему авторского права. Это был декабрь, и Игорь получил отчисления за права. Могу даже шокировать наших читателей суммой – это было 400 грн за год! Это не шутка. И вот когда я назвала эту сумму президенту, он не поверил, говорит: "Такого быть не может, перестаньте. Это бред какой-то". Зеленский при нас позвонил главе Верховной Рады Стефанчуку и спросил, что вообще происходит с этим законом. Я действительно увидела его удивление. В результате они какой-то закон приняли, но стоит ли говорить о его эффективности на фоне последних событий?

– Одно из недавних культурных потрясений – резкий выход на культурный горизонт львовского хора "Гомін". Несколько месяцев назад они просто взорвали сеть исполнением песни Поклада "Кохана". Какие у вас с ними отношения?

– Прекрасные! С хором "Гомін" у меня вообще никаких юридических вопросов не возникало. Вадим Яценко пригласил меня на концерт, мы познакомились. Я сразу же предложила им несколько произведений Игоря в репертуар. Мне так понравился этот коллектив, что я сразу передала права на безвозмездной основе. Потому что исполнение "Коханої" меня просто ошеломило!

Фото: Світлана Поклад / Facebook

– Что бы вы хотели сказать тем, кто продолжает петь песни Игоря Дмитриевича без разрешения и, возможно, прочитает это интервью?

– Просто не нарушайте закон. Есть звено: автор – авторское агентство, предоставляющее права, – исполнитель. Это не капризы, это закон. Если хотите жить в цивилизованном мире, соблюдайте закон.

Контекст:

В 2021 году украинские артисты написали обращение к президенту Владимиру Зеленскому с требованием защиты прав музыкантов.

Инициированный законопроект "Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав" президент подписал в феврале 2022 года.