Грязное предложение.
Ситуация с так называемым "бунтом Пригожина" дает хороший повод по-новому оценить степень понимания уважаемыми западными think tank реального содержания происходящих событий с точки зрения валидности прогноза и действенности предложений завершения российской агрессии против Украины. И еще раз складывается устойчивое впечатление о все большем отставании взглядов значительного числа представителей аналитического сообщества от скоростей изменений и их несоответствия требованиям времени.
В конце апреля внимательно, почти с карандашом, прочитал публикацию "Западу нужна новая стратегия в Украине" (17 апреля 2023 года) во влиятельном издании Foreign Affairs, в которой авторитетные американские эксперты Ричард Хаас и Чарльз Купчан изложили свое видение завершения войны, начатой Россией.
Откровенно говоря, статья вызвала большое разочарование своими банальными и прогнозируемыми стандартными подходами. Такое впечатление, что для них мир с момента холодной войны замерз в своей невозмутимости. Подобные предложения так называемого мирного урегулирования мог запросто написать Громыко совместно с Киссинджером лет 50 назад, и они ничем не отличались бы от предложений Foreign Affairs 2023 года.
Похоже, что для определенной группы западных экспертов и политиков мир совсем не изменился. В этой парадигме существуют крупные игроки, которые в подковерном режиме решают судьбу мира, а остальные страны покорно стоят у дверей, ожидая своего участия.
Но мир ушел слишком далеко вперед, и старые правила больше не работают. В этом плане нужно отдать должное господину Киссинджеру, который начинает что-то подозревать...
Эксперты Foreign Affairs настойчиво продвигают мысль о том, что "война движется к тупику", "Украина все равно не сможет победить российские силы", "Украине было бы глупо настойчиво добиваться полной военной победы, которая может оказаться пирровой". А если да, то у упомянутых экспертов готов и план, к которому могут прислушаться определенные политические силы, соскучившиеся по нормальным высокомаржинальным отношениям с Россией.
А план Хааса – Купчана следующий:
1. Укрепить военный потенциал Украины, и после окончания сезона боевых действий в конце 2023 года вывести Москву и Киев с поля боя и посадить за стол переговоров.
2. Перемирие должно быть крепким, таким, которое могло бы предотвратить возобновление конфликта и подготовить почву для крепкого мира.
3. Запад должен обратиться к другим влиятельным странам, включая Китай и Индию, с просьбой поддержать предложение о прекращении огня.
4. К тому времени Запад должен представить план по посредничеству в прекращении огня и дальнейшему мирному процессу, направленному на окончательное прекращение конфликта.
5. Для поощрения России будет предложено ослабление санкций.
Подслащивая горькую пилюлю, Foreign Affairs делает попытку выдать желаемое за действительное, фактически призывая Запад немного прикрыть глаза, не замечая легкого притворства. Мол, не нужно переживать, если Украина потеряет территории, это ни в коем случае не привлечет другие диктатуры к подобным агрессиям. Почему? Потому что Украина "продемонстрировала другим потенциальным ревизионистам, что стремление к территориальному завоеванию может быть дорогим и досадным предприятием".
Но за этой округлой формулировкой может остаться упрямый факт: Россия (в случае прекращения боевых действий) переписала границы, а это фактически приговор Европе, закладка взрывчатки под мироустройство. И все это известные международники – авторы статьи стыдливо называют "формулой стратегического прагматизма". Хотя если "стратегического" заменить на "циничного", было бы более точно.
Но при всем "прагматизме" никуда не исчезает куча неудобных вопросов: как же неотвратимость наказания за совершенные преступления? Тысячи убитых украинских военных и мирных жителей? Смерти детей? Разрушенная страна?
Просто сесть и договориться, пожав руку российским переговорщикам? Со всех сторон это выглядит грязным предложением из циничного мира business as usual.
Еще более циничным подобное предложение выглядит с точки зрения наличия реальных возможностей Украины решить российский вопрос путем полной деоккупации территории, включая Крым и до границ 1991 года, как бы это ни было страшно некоторым в мире.
Все эксперты и политики, у которых есть характер и не потеряна воля, убеждены, что при предоставлении Украине всего необходимого вооружения, даже не последнего и предпоследнего поколений, война будет завершена в кратчайшие сроки.
У российской постсоветской армии нет ни малейшего шанса выстоять против военных технологий Запада и натовских стандартов ведения боевых действий.
Следующий тезис публикации – заверение, что Запад не должен вознаграждать российскую агрессию, заставляя Украину навсегда смириться с потерей территории, поэтому эта ситуация всего лишь "отсрочка окончательного распоряжения землей" – прямое заблуждение, а в лучшем случае детская наивность.
Поверьте, мы знаем Россию как никто другой. Если физически не бить ее долго и больно по голове, ничего из своих грязных челюстей она добровольно не выпустит. Нельзя откладывать то, что нужно решить сегодня, сейчас.
И уж совсем не скрываясь, авторы статьи прямым текстом предупреждают, что в случае несогласия Украины на предложения так называемого "мирного урегулирования" "вряд ли это будет первый случай в истории, когда партнер, зависящий от поддержки США, отказался от принуждения к сокращению своих целей".
Показательно, что подобные предложения раздаются из экспертной среды, которая, прогнозируя результат российской военной агрессии против Украины в 2021–2022 годах, была безапелляционной в своих утверждениях – капитуляция Украины, бегство президента в Польшу, "вторая армия" триумфально шагает по Киеву.
Но, несмотря на это, они продолжают наступать на собственные аналитические грабли, находясь в плену консервативной линейной логики и не принимая истину, что мир изменился и правила эпохи "Тегерана" и "Ялты" не работают.
Точно так же эта экспертная среда постфактум, не скрывая растерянности, комментирует вдогонку событиям "бунт Пригожина", хотя до этого была убеждена в устойчивости режима Путина и жесткой контролируемости государственной системы России.
Хотя со стороны Украины звучали неоднократные предупреждения о неизбежности гражданского противостояния в России и гражданского конфликта. Раздавались призывы к Западу и миру относительно необходимости пересмотра своего отношения к России как к государственному образованию и планированию, которое предполагает набор действий в условиях распада России.
В условиях, когда все события украинско-российской войны ломают устоявшиеся взгляды и разрушают авторитетные прогнозы, пришла пора новых решений и новых подходов, которые основываются на принципах отнюдь не realpolitik.
Украина – это нация, которая в своей борьбе объединяется и закаляется на фундаменте ценностей. Не исключительно на этнической, религиозной или географической идентичности – она у нас многогранна и многообразна.
И наша миссия, если хотите, состоит в том, чтобы вернуть приоритет забытых ценностей в современную историческую матрицу поведения западного мира. В противном случае, потеряв главное оружие в противостоянии с авторитаризмом, Запад потеряет себя.
Источник: "Украинская правда"