22 июня 1982 года Джо Байден, тогдашний сенатор от штата Делавэр, вступил в конфликт с премьер-министром Израиля Менахемом Бегином, угрожая прекратить американскую помощь Израилю. Израиль тогда находился в состоянии войны в Ливане и был намного более зависим от американской помощи, чем сегодня.
Байдену было 39 лет, Бегину – 68. Премьер Израиля прошел через лагерь НКВД в Сибири, а в 1978 году получил Нобелевскую премию мира за достижение мирного договора с Египтом.
На встрече Байдена и Бегина не было прессы, но этот разговор оброс легендами. Очевидцы рассказывают, что Байден не ожидал той резкости, с которой ответил ему премьер Израиля: "Не угрожайте нам прекращением вашей помощи. Это не сработает. Я не еврей с дрожащими коленками. Я гордый еврей с историей цивилизации в 3700 лет. Нам никто не пришел на помощь, когда мы умирали в газовых камерах и в печах. Никто не пришел нам на помощь, когда мы пытались создать нашу страну. Мы за это заплатили. Мы за это боролись. Мы за это умирали. Мы останемся верны нашим принципам. Мы будем защищать их. И, если будет необходимо, мы снова за них умрем – с вашей помощью или без нее".
Сенатор Байден раздраженно ударил кулаком по столу, но Бегин продолжил: "Этот стол предназначен для того, чтобы за ним писали, а не били по нему кулаком. Не угрожайте нам прекращением вашей помощи. Неужели вы считаете, что, если Соединенные Штаты одалживают нам деньги, они имеют право приказывать нам, что мы должны делать? Мы благодарны за помощь, которую мы получили, но вы не должны нам угрожать... И хорошенько запомните: мы не хотим, чтобы кто-то из ваших солдат умирал за нас".
"Это была живая дискуссия, – сказал Бегин журналистам после встречи, – если вы хотите использовать другие прилагательные". Он помедлил, затем передумал: "Живая достаточно".
Если Трамп откажется помогать Украине, надеюсь, Владимир Зеленский ответит ему именно так. Потому что еврей, и потому что украинец.
Источник: Stavnitser Andrey / Facebook