Ключевой нерв Давоса-2026: останется ли трансатлантический простор зоной переговоров или станет полем экономического и политического принуждения.
И это происходит на фоне войны в Европе, арктической безопасности и все более хрупкого доверия между союзниками.
Давос в этом году открывается не из разговора о росте, а из разговора о сдерживании, принуждении и границах трансатлантического партнерства.
Европа входит в диалог с США в режиме деэскалации, но с готовностью к жесткому ответу.
В кулуарах европейских кабинетов – обсуждение сценариев ответа, в том числе экономические ограничения в случае американских тарифов из-за кризиса вокруг Гренландии: ограничения для американских компаний, инвестиций, патентов и даже экспортные запреты. Париж и Берлин координируются, но большинство столиц хотят "посмотреть, что скажет и сделает Трамп в Давосе".
США входят в Давос с позиции внутренней уязвимости и внешнего давления. Трамп – с позиции силы и давления. Насколько эта стратегия успешна и решит внутренние проблемы перед выборами в США, в том числе вопрос для самого Трампа. Экономика и стоимость жизни – главная проблема для американцев; все больше население не одобряет экономическую политику Белого дома. При этом риторика силы (тарифы, Гренландия, "не обязаны думать только о мире") все больше подменяют классическую дипломатию и загоняют США в угол противостояния и необходимости играть против всех, вместо того чтобы создавать прочные союзы и полюса сдерживания очевидных угроз.
В эти дни начинается настоящий тест Европы на единство и зрелость быть игроком в мировой политике и показать свой потенциал влияния даже ценой сложных вызовов и потрясений для общества. Не уверена, что все лидеры готовы к этому.
Для Украины, на грани энергетического кризиса и военного противостояния, это единство как никогда важно. В то же время вполне вероятно, что уже после этого Давоса мы останемся единственным центром сборки европейских стран, и украинский вопрос будет едва ли не единственным, где возможен консенсус и консолидация.
Пока не стану оценивать сценарии дальнейшей эскалации и поляризации в случае, если с США не договорятся. Дадим последний шанс надежды, хоть и очень неочевидный…
P.S. Боже, как же предсказуемо, оказывается, было в далеком 2019 году.
Источник: Олена Сотник / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора