Ольга Айвазовская
ОЛЬГА АЙВАЗОВСКАЯ

Глава правления гражданской сети "Опора"

Все материалы автора
Все материалы автора

РФ ожидает, когда выборы начнутся в Украине, чтобы вмешаться для доведения нас до грузинского сценария

О выборах в 2025 году, и почему это не пустой звук. В 2023 году, когда у нас была первая волна намеков, что Украина должна организовать выборы, чтобы сохранить свой демократический статус, "Опора" вместе с 200 неправительственными организациями выступила против и привела ключевые аргументы, почему выборы во время активной фазы войны опасны. С тех пор не изменилась ни законодательная база, ни вызовы, ни улучшился вопрос безопасности, Украине не предоставлены реальные гарантии содействия. Более того, военные, которые на фронте, с откровенным раздражением реагируют на сообщения о выборах. И это я ссылаюсь на людей, которые вместе с сетью "Опора" наблюдали за процессом в поле годами, поэтому понимают, чего стоили сверхусилия их провести между 2014-м и 2022 годом, и насколько это будет сложнее сейчас, когда мы продолжаем терять территории, а не отвоевываем свое.

Вместо этого в последние дни мы слышим новые заявления о необходимости проведения выборов, особенно в условиях реализации режима прекращения огня. Все это звучит одновременно и от спецпредставителя по вопросам Украины Кита Келлога, и в заявлениях главы Кремля. Так выглядит, что здесь есть причинно-следственные связи. Это очень беспокоит украинских журналистов и граждан, поэтому я попытаюсь немного навести четкость в этом вопросе, не претендуя на истину. 

Новая администрация США имеет более прямой подход к коммуникациям как с друзьями и партнерами, так и с врагами. Призывы к выборам от пропрезидентского политика Линдси Грэма и хорошего друга Украины звучали еще осенью 2023 года. Мир несколько отличается от привычного, а вопрос проведения выборов для них не уникален. Как мне не раз говорили представители консервативных групп, в США выборы проходили и во время гражданской войны, и во время Второй мировой. В действительности в 1864 году президентом США был избран Авраам Линкольн, хотя Южные штаты Конфедерации не голосовали. Аргумент о том, что это были выборы, не знавшие стандартов и требований к демократической перезагрузке власти, принимается, но все же собственная история и убеждения являются ценностным ориентиром. Также то, что во время Второй мировой войны активные боевые действия не охватили Америку, а основные события разворачивались на других континентах, не для всех является убедительным. Выборы в недавней истории проходили и в Афганистане, который точно не был безопасен для мирных и демократических преобразований. Поэтому со стороны Штатов собственная историческая призма создает собственное отношение к процессу.

Нам обещают рано или поздно презентовать план завершения войны президента Дональда Трампа, и я почти не сомневаюсь, что там будет вопрос выборов. Открытым остается вопрос, на каком именно этапе – после режима прекращения огня, до завершения правового режима военного положения и его причин – войны или после завершения активной фазы войны. Мое личное ощущение, хотя оно и бездоказательно, что между прекращением огня и до завершения правового режима военного положения. При исключении из соответствующего закона прямого запрета такие процессы становятся возможными, хотя и нежелательными, если фактическая ситуация не изменится. Россия не может предоставить такие гарантии, которые не могла бы сама нарушить и обвинить в этом Украину.

В то же время россияне заявляют о необходимости выборов, но совсем по другим мотивам, по совершенно другим причинам и с полным цинизмом, как для государства, из-за которого у нас и не происходит избирательный процесс с 2022 года, а также – как государство, не имевшее честных и свободных выборов, оппозиции, свободы слова, пестрого и свободного неправительственного сектора как минимум лет так 14–15. И вот этот авторитарный режим что-то говорит о демократии, но на самом деле:

– с 2014 года не признает легитимность украинской власти, поэтому не переизбрание ВРУ, президента после полномасштабного вторжения не имеет никакого значения для них, а является лишь средством давления;

– создает новые и новые формы устрашения через систематические обстрелы гражданской инфраструктуры и убийства мирных граждан;

– ожидает, когда процесс начнется в Украине, максимально вмешаться и использовать его в свою пользу с целью доведения нас до грузинского сценария или срыва легитимности результатов. Если выборы будут начаты без гарантий завершения и прозрачной системы установления результатов, или с максимально низкой явкой из-за терактов или обстрелов на участках (можно не использовать баллистику, а сделать то, что они делают сейчас с ТЦК), то в Украине будет слабо легитимная власть.

Напоминаю, что сегодня нет вопроса внутри страны о легитимности, хотя и есть тьма здоровой и нездоровой критики действующей власти.

Если еще не устали читать, то "Опора" подготовила дорожную карту для подготовки первых послевоенных выборов. Даже если они будут года через два-три, то мы уже опоздали с качественной работой. В парламенте в понедельник зарегистрировалось 226 нардепов, поэтому просто представьте, как ВРУ будет принимать закон об этих первых послевоенных выборах… Для конфликтов характерен период от шести до 12 месяцев подготовки при условии прекращения активной фазы войны. Вот и давайте посчитаем, хватит ли нам времени и ума, чтобы сохранить себя и пройти достойно это испытание.

Источник: Aivazovska Olga / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать