Что касается Михаила Радуцкого. После вчерашнего текста написали и даже позвонили по телефону очень уважаемые люди. Говорили разное. Многие – что хорошие отношения Радуцкого с Порошенко мало похожи на реальность. Кто-то просто – "ты не разобрался". Были и другие варианты.
Из всего этого я понял три вещи.
Первая. У меня нет оснований подвергать сомнению свои источники. Но нужно признать. Относительно возможных связей с лагерем Порошенко – согласен, это из области фантастики. Радуцкий конфликтовал с ними давно, они даже требовали лишить его мандата. И с рациональной точки зрения, он не стал бы там искать с ними счастья, тем более учитывая длительные отношения с действующим президентом. Ну, то есть если это правда, то это очень, очень глубинный сдвиг. Стал бы он что-нибудь такое делать в период стабильной власти? Наверное, нет.
Вторая. Радуцкому явно не поздоровится из-за того, что его начнут рассматривать под микроскопом. Причем по наиболее чувствительным вопросам – возможные контакты с идеологическим врагом. Сугубо с человеческой точки зрения – полное сочувствие. С политической – назовем это обратной стороной любой публичной должности.
Третья. Уверен, что главное в этом хайпе – не Радуцкий, а все же уже давно назревшие изменения на фармацевтическом рынке. А этот рынок – очень денежный, с большим количеством мощных игроков, которых каждый тянет в свою сторону.
Некоторые чувствительные места я уже описал. Это, в частности, вопрос лицензирования западных лекарств по ускоренной процедуре. Оно создает угрозы для некоторых игроков рынка.
Другой пункт, зачем вообще государство хочет усилить регулирование фармрынка? Причина – завышенные цены в аптеках. Некоторые препараты дешевле купить в Брюсселе, чем в Украине. С начала войны лекарства подорожали в два-три раза. Конечно, существуют такие объективные факторы, как колебания курса валют, рост цен на топливо, усложненная логистика. Но есть много вопросов к производителям, аптекарям, дистрибьюторам. В каждом звене заявляются наценки, приводящие к общему росту цен для людей. А во время войны завышенные цены приводят к тому, что тысячи семей не могут себе купить лекарства.
Есть вопросы к владельцам аптек. Владельцы аптечных сетей – всем хорошо известные люди. На рынке пять основных сетей, конкурирующих между собой, но вытесняющих всех остальных. Бизнес очень прибыльный, по сравнению с ЕС в Украине плотность аптек чрезвычайно высокая. Не случайно владелец одной из сетей оказался в списке Forbes, рядом с владельцами сетевых продуктовых маркетов. Основной вопрос к аптечным сетям – это маркетинговые платежи. Маркетинговые платежи получают аптеки за то, что будут рекламировать лекарства среди клиентов, или за место лекарства на витрине. Конечно, такие платежи также повышают итоговую цену, потому что производители закладывают ее в расходы.
Ну и, конечно, дистрибьюторы. Антимонопольный комитет уже не раз изучал монополию среди дистрибьюторов на фармрынке. По сути, две компании ("БаДМ" и "Оптіма-фарм") захватили весь рынок и сами решают, какую устанавливать наценку на лекарства. Последнее расследование Антимонопольного комитета продолжается уже больше года, но ни к чему не привело. Напротив – за это время дистрибьюторы в очередной раз увеличили свое влияние. Уверен, что АМК работает плохо, в этой истории в частности. Мне говорят об интересном юридическом нюансе – в законодательстве нет понятия "сеть аптек". Многочисленные аптеки работают через ФЛП, и из-за этого АМКУ будто бы трудно доказать монопольное положение на рынке. Ну, если не очень хочешь, а тут еще и тяжело...
Поэтому я отлично понимаю, каким минным полем идет Михаил Радуцкий, пытаясь усилить регулирование этого рынка. На него 100% давят международники, представляющие интересы международных фармкомпаний. Игнорировать это давление он тоже не может.
Как председатель комитета ВР по вопросам здоровья нации он пытался избежать всех опасностей. Комитет инициировал совещания со всеми игроками рынка, чтобы вместе выработать изменения в законодательстве. Депутаты не сами начали что-то разрабатывать, а пригласили производителей, аптекарей, дистрибьюторов и членов бизнес-ассоциаций. В частности, обсуждали соответствие аптек лицензионным условиям. В то же время все игроки рынка присылают свои предложения, и обсуждение продолжается.
Осенью ВСК, возглавляемая Юлией Тимошенко, отдельно интересовалась этой темой. Лидер БЮТ также делала акцент на завышенных ценах на лекарства. После нескольких заседаний ВСК были наработаны решения: квотирование продаж лекарств для дистрибьюторов, создание электронного реестра участников рынка, установление процента аптечного маркетинга, обязать все аптеки проводить закупки через Е-каталоги. Обсуждения до сих пор продолжаются. Впереди заседание комитета, где Тимошенко постарается провести свои поправки.
Публичная позиция Радуцкого максимально осторожна: регулирование рынка должно соответствовать европейским нормам. Такое регулирование позволит снизить цены на лекарства. Но законопроект по регулированию фармацевтического рынка только начали разрабатывать в комитете. Законопроект №11493, в который Тимошенко хочет внести правки относительно аптек, вообще касается только медицинских закупок.
Полагаю, что торопиться здесь не вариант, но окончательное решение все равно придется принимать. Просто бросить этот процесс – уже не получится. Кто-то обязательно останется недоволен.
Источник: Лямец Сергей / Facebook