Виктория Сюмар
ВИКТОРИЯ СЮМАР

Нардеп от "Европейской солидарности"

Все материалы автора
Все материалы автора

Украинская литература могла бы звучать на уровне мировой. Но ее умышленно уничтожали, чтобы мир вспоминал только "великую русскую"

Когда украинский гений-писатель несет полем умирающую у него на руках от голода девочку, трудно сдержать слезы… Для меня это определенная кульминация художественного фильма Тараса Томенко и Fresh Production Group "Будинок "Слово". Нескінчений роман".

Его сегодня будут презентовать в Харькове, в городе, который тогда был важным для россиян, в 20–30-е годы прошлого века. И как важно сегодня, когда его, как непреодолимый символ сопротивления украинского народа, просто хотят стереть с лица земли. Фильм, кстати, частично и о Харькове, украинской столице модернизма.

…Россияне стирают многое. От Сибири до Кавказа. Но всегда самым лакомым куском была для них богатая землей и талантливыми людьми Украина. "Будинок "Слово" – невероятно атмосферная и красивая лента о том, как в очередной раз россияне пробовали стереть с лица мира украинское художественное возрождение, как сгибали и убивали тех, кто отказывался гнуться и выбирал оставаться художником. Это история о невероятно талантливой плеяде украинского возрождения – Николае Хвылевом, Валерьяне Подмогильном, Лесе Курбасе, Иване Багряном, Остапе Вишне и т.д.

Когда я сейчас перечитываю произведения этих гениев, я понимаю, как украинская литература тогда звучала на фоне мировой литературы. Вернее, могла бы звучать, но… ее били, уничтожали, гнули, чтобы мир все говорил о "великой русской". Ее убивали и уничтожали на фоне геноцида всего народа, потому что у крестьян забрали землю и зерно, которые должны были обеспечить советам индустриализацию и промышленность. Ценой жизней миллионов украинцев.

Их российская национальная идея – расширяться и уничтожать людей, таланты, культуру, творчество, идентичности. Наша – выжить и не стать ими. Остаться собой – самобытными, талантливыми. И украинскими.

В фильме есть кадр, когда какой-то партначальник включает сигнал воздушной тревоги и загоняет всех писателей из дома в один подвал на ночь, чтобы командным тоном добиться от них норматива – надевать противогаз за 10 секунд. Я пишу эти слова через 91 год, а на моей киевской улице в этот момент снова раздается воздушная тревога, потому что россияне снова делают свое привычное дело – хотят уничтожить украинцев. Этот фильм дарит нам не только художественную атмосферу 20-х годов, но и новые открытия в лице актеров, сыгравших Хвылевого, "серую моль" Володю Акимова и Раечку. Украинское кино должно зажигать новых звезд, и Тарасу Томенко это удалось.

У меня так много мыслей об этом кино. И о том, что убить себя порой является единственным форматом, чтобы выжить как художник, как это сделал Хвылевой. О том, что настоящие те, кто хочет видеть и знать, как живет его народ (в частности, видеть Голодомор), потому что только стратегии коллективного выживания способны уберечь нас как нацию. Стратегии выживания индивидуального – это всегда поражение. Кто-то избрал правду своего народа, погиб и остался гением литературы, кто-то индивидуально согнулся и посвятил свой талант воспеванию врага, написал много произведений, но гением так и не стал. Хоть и сохранил украинскую литературу как явление. И это очень часто становится сложным выбором.

Наша история столетней давности уже дала нам ответ, какая стратегия способна уберечь нас как нацию. Много мыслей о том, какой же красивый украинский язык и насколько богат он литературно, поэтому понятно, почему русификация украинцев стала такой важной задачей. Причем как для императрицы Екатерины, так и для Сталина. Вся наша украинскость так чувствуется именно в языке и поэзии, особенно на фоне романса пушкинских "Бесов", которые перед смертью поет Хвылевой, они звучат так по-русски.

Извините, что так много букв и сложный текст. Потому что, в отличие от этого текста, фильм легкий, красивый, очень эмоциональный и такой, что вы просто должны его посмотреть. И показать детям. Ведь он о том, кто мы, почему и почему сейчас мы живем снова в войне. Почему и за что боремся?

Источник: Вікторія Сюмар / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

 

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать