Утренний Киев после вражеских прилетов напоминает мне Лондон времен Второй мировой. Чем? Людьми. Атмосферой солидарности и взаимного сочувствия и братства.
Конечно, я в том Лондоне времен Второй мировой никогда не был, но у меня создалось такое впечатление из книг и фильмов. Это Лондон Кейт Аткинсон, Йэна Макьюэна и Джо Райта.
Я так думаю, что британцам было не легче, чем нам сейчас. У Гитлера – полконтинента в союзниках (Италия, Венгрия, Румыния, Болгария, Хорватия, Словакия) плюс Япония… Плюс СССР (до 1941-го). И никакой "коалиции решительных".
Среди союзников Британии – Франция. Франция немного опозорилась и воевать не захотела. Зайдите в любую церковь в Бретани, Нормандии или Провансе. Там на стенах увидите написанные фамилии и имена людей из этого села или городка, погибших в Первую мировую. И ни одного упоминания о Второй мировой. Как будто и не было такого никогда…
Еще была Америка. Рузвельт был немного хуже Трампа. Геополитики влияния, как таковой, тогда вообще не существовало, и США еще не стали мировым жандармом демократии. Американцев та война никак не касалась. Черчилль ездил к Рузвельту и просил помощи, а Рузвельт зевал и говорил: "Как-то оно будет, на все воля Божья". И так бы он зевал и дальше, если бы не Перл-Харбор.
Воевать было нечем. Борис Джонсон в своей книге о Черчилле пишет, что среди креативных идей были такие: сбрасывать на немецких фермеров бороны и плуги из самолета… Или сделать гигантский авианосец из айсберга… Такие себе идеи, мягко говоря…
Patriot не было тоже. Историки говорят, что атомная бомба была бы у Гитлера к концу 1946 года. Чуть не успел. И никакого ядерного сдерживания. Бомбы, сброшенные американцами на Хиросиму и Нагасаки, созданы в большинстве своем немецкими мозгами и немецкими руками.
Бомбы и философия – это немецкое. Все остальные – эпигоны.
Впрочем, как-то они выстояли и победили при полном отсутствии шансов. Они верили в себя.
Мы тоже верим в себя. Ссоримся, материмся, ругаемся, но верим. Для меня величайшее чудо этой войны – вера. Утром 24 февраля 2022 года, когда российские танки шли по Украине на крейсерской скорости, мы все были абсолютно убеждены, что победим. Без всяких на то оснований. Вера – это такая штука, что не требует доказательств и материально-технического обеспечения. 25 февраля я вышел в селе на улицу, чтобы посмотреть, нет ли еще здесь российских танков. И увидел желто-голубые флаги над каждым домом и над каждым двором.
Мы все (мое поколение) воспитаны в исторической эстетике Егорова и Кантарии. Флаг над Рейхстагом и "безоговорочная капитуляция" голосом Левитана.
Так не будет. Мир не тот уже. После 1945 года ни одна война в мире не закончилась "безоговорочно". Все войны закончились "чем-то". И наша война закончится чем-то и как-то.
Но мы уже победили. Нет, я не розовый, радужный идиот. Я отдаю себе отчет о том, где мы сейчас и как оно все непросто. Но с точки зрения истории мы победили. И это важнейшая эпоха во всей истории Украины, в которую нам довелось жить. Нас бы уже не должно было быть. Мы есть!
Мы не будем рады победе. Потому что она будет не такой, как мы хотели. Наша победа не будет видна невооруженным глазом.
И только через какие-то десятки лет будут писать книги и монографии о "незаметной победе Украины".
Источник: Chepynoga Vitalii / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора