Потери российских оккупантов
1 240 680

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ

11 625

ТАНКИ

435

САМОЛЕТЫ

347

ВЕРТОЛЕТЫ

Владимир Фесенко
ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО

Украинский политолог, руководитель Центра прикладных политических исследований "Пента"

Все материалы автора
Все материалы автора

Не ждите чуда от переговоров в Берлине

Перспективы мирных договоренностей. Переговоры в Берлине между Украиной и США при участии европейских партнеров Украины об условиях завершения российско-украинской войны вызвали новую волну информационно-политического ажиотажа вокруг темы мирных переговоров и противоречивые ожидания перспектив завершения войны. Возникают неоднозначные утечки, конспирологические ожидания. Кто-то боится предательства, а многие очень надеются, что вот-вот война закончится.

Сразу небольшой спойлер: не ждите чуда от переговоров в Берлине. С американцами мы можем договориться на 90% по разным проблемным вопросам. Конечно, это в лучшем случае. В некоторых очень сложных вопросах, в первую очередь – о статусе украинских территорий, аннексированных Россией, и выводе украинских войск из Донбасса, я вообще не вижу возможности компромисса. Тем не менее, с американцами мы еще можем найти общий язык по большинству переговорных вопросов. Главная проблема возникнет потом – Кремль не согласится на значительную часть, а возможно, и большинство компромиссов, которые будут согласованы между Украиной и США.

Помощник Путина Юрий Ушаков уже заявил в воскресенье, 14 декабря: "Если будут соответствующие изменения [в мирном плане], у нас будут очень резкие возражения"… "Там будут какие-то совершенно неприемлемые для нас положения, в том числе и по территориальным вопросам". То есть еще до завершения переговоров в Берлине Кремль продемонстрировал свое невосприятие вероятных компромиссов, которые могут быть между США и Украиной. И именно это будет главным препятствием для дальнейшего переговорного процесса по завершению российско-украинской войны.

Представители администрации Трампа (Виткофф и Кушнер) считают, что вывод украинских войск приведет к завершению войны между Россией и Украиной. Но это иллюзия. В Украине хорошо понимают, что односторонние уступки агрессору приведут к новым ультиматумам с его стороны. Вслед за Донбассом от нас потребуют выведения украинских войск из Херсона и Запорожья. Однако Украина не соглашается и не будет соглашаться на вывод своих войск с контролируемых ею территорий. Поэтому вопрос о Донбассе – это тупик в переговорном процессе.

Соответственно, не стоит ожидать какого-то мирного соглашения к Рождеству и, пожалуй, вообще в ближайшее время. Но переговоры продолжатся. Кремлю тоже не следует категорически отказывать американцам в их мирных инициативах. Трамп слишком важен для Путина, и потому в Кремле продолжат переговорную игру с американцами. Вполне вероятно, что россияне могут предложить какую-нибудь новую псевдомирную инициативу, что-то вроде "рождественского перемирия". Но на принципиальные уступки Путин сейчас не пойдет. Он все еще надеется выиграть войну против Украины, потому не будет договариваться уже сейчас.

Сейчас главный вопрос в другом – что будут делать Трамп и его администрация, если поймут, что переговоры об их мирном плане вряд ли приведут к скорейшему подписанию мирного соглашения.

Наиболее рискованный сценарий для нас – продолжение и усиление давления на Украину с целью принудить нас к выполнению российских требований. Администрация Трампа считает нас более слабой стороной и считает, что нас легче додавить до согласия на уступки. Но это будет выглядеть как прямое содействие агрессору и вызовет критику даже в США, в том числе и в Республиканской партии. К тому же Украина демонстрирует, в отличие от России, готовность к компромиссам в мирном процессе.

Сценарий восстановления давления на Россию также вероятен (но в меньшей степени, чем давление на нас).

Более вероятный сценарий – давление на обе стороны войны (с большим давлением на нас), постепенное уменьшение количества проблемных переговорных вопросов и уменьшение степени их остроты. Собственно, это то, что американцы делают и сейчас.

Многие комментаторы снова говорят о вероятности выхода США из переговорного процесса. Такой вариант тоже возможен. Однако если это и произойдет, то временно. Прекращение войны в Украине стало для Трампа уже важным вопросом. Выход США из переговорного процесса будет выглядеть как личное поражение Трампа. К тому же такая неудача существенно снизит его шансы на получение Нобелевской премии мира. И напротив.

Чтобы вывести мирные переговоры из патовой ситуации, нужно изменить логику переговорного процесса. Самые проблемные вопросы, по которым очень трудно договориться, а то и вообще невозможно (как, например, территориальный вопрос), нужно просто отложить. Необходимо вернуться к первоочередному и ключевому вопросу, по которому компромисс возможен – прекращение огня. Именно с этого начинается прекращение всех войн. И этот процесс может быть поэтапным, как это и пытались сделать еще в марте 2025 года: сначала прекращение огня на море и ударов по объектам энергетики, затем прекращение войны в воздухе, а на завершающем этапе – прекращение огня на суше. Параллельно могут проходить переговоры и по другим вопросам, по которым можно найти компромиссы (обмен пленными всех на всех, гуманитарные вопросы, статус Запорожской АЭС и т.д.).

В любом случае, реальный мирный процесс будет зависеть от готовности России к прекращению войны. А чтобы это произошло, нужно, во-первых, остановить врага на фронте (или хотя бы максимально замедлить его продвижение), во-вторых, продолжать и усиливать международное давление на Россию.

Источник: Владимир Фесенко / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.
Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать
Легкая версия для блэкаутов