"Украинцы – нация убийц", – сообщил президент Польши Анджей Дуда во вчерашнем интервью Kanal Zero. Буквально дословно: "Никто не хочет сказать: "Да, мой дед и мой отец вместе совершили геноцид, мы связаны с этим народом, который убивал".
Последовательность событий была следующая.
В 1918 году Польша встала на пути украинской независимости.
В 1921 году Польша Пилсудского и Россия Ленина разделили между собой украинские земли в Риге. Остальные куски "украинского пирога" достались Румынии и Чехословакии.
Потом были десятилетия геноцидной политики Кремля в отношении украинцев, которая стоила нам миллионов жизней. И два десятилетия польской ассимиляционной политики, которая была направлена на тотальную зачистку всего украинского на подконтрольных землях, заселенных украинцами Галичины и Волыни.
И под нацистской оккупацией произошел взрыв. Никому в Украине не приходит в голову оправдывать массовые убийства поляков. Но не надо делать из украинцев нацию убийц!
Украинцы – не большие убийцы, чем поляки. В этой истории украинские дети Сахрыня почему-то не являются жертвами геноцида.
Почти 30 тыс. украинцев убили поляки в этой кровавой истории. Но Сахрынь – это не геноцид. А вот украинцы – геноцидники.
Президент Дуда требует от украинцев искупления большего, чем от россиян. Вы не услышите в польском предвыборном дискурсе о вине россиян или нацистов: только об украинцах.
Слышим ли мы сегодня какие-то заявления польских политиков, что Россия должна рассчитаться за свои грехи перед поляками? Нет.
В Варшаве за пару дней в ноябре 1794 года российские войска перерезали, по разным оценкам, от 20 тыс. до 30 тыс. поляков. Вы когда-нибудь слышали в этой предвыборной кампании, что надо признать эту резню геноцидом и требовать от россиян искупить этот геноцид?
В течение "Польской операции" НКВД 111 тыс. поляков было расстреляно. Слышим ли мы сегодня какие-то заявления польских политиков, что Россия должна рассчитаться за этот геноцид перед поляками? Нет.
В течение нескольких месяцев весной 1940 года без суда были расстреляны 22 тыс. польских военнопленных офицеров. Слышим ли мы сегодня какие-то заявления польских политиков, что Россия должна рассчитаться за эти убийства поляков? Нет.
В течение нескольких дней в начале августа 1944 года в Варшаве в районе Воля нацисты уничтожили поляков больше, чем погибло поляков на всей Волыни за все время нацистской оккупации. Польские политики уже проголосовали за признание геноцидом убийств поляков нацистами в Варшаве и каждый год напоминают об этом событии сеймовыми резолюциями? Нет.
Это аморально – сначала встать на пути независимости украинской государственности, а потом, когда это государство завоевало эту независимость и продолжает борьбу за свою государственность против врагов, предъявлять главе этого государства моральные счета за последствия собственных ошибок в прошлом: если бы Польша не оккупировала украинские Волынь и Галичину, тех ужасных ошибок просто не было бы. Хронологически первая причина этого конфликта – это ошибочные решения Юзефа Пилсудского в 1918 году.
Абсолютное большинство причин польско-украинского конфликта родилось в границах польского государства межвоенного времени. Но поляки не готовы признавать свои ошибки на оккупированных украинских землях.
Тем более абсурдно в этом контексте звучат обвинения в том, что все украинцы, оказывается, принадлежат к нации убийц! Вот какое отношение к польско-украинскому конфликту было у жителей подрумынской в то время Буковины? Никакого. Может, ужгородцы в подугорском Закарпатье как-то виноваты в польско-украинском конфликте? Абсурд! Или одесситы, харьковчане или мариупольцы виноваты в польско-украинском конфликте? Нет, они не имели к нему никакого отношения. Может, киевляне были как-то в нем замешаны? Тоже нет. Но почему все они – одесситы, ужгородцы, черновчане, харьковчане, киевляне вместе – нация убийц?! Это абсурд.
Отведите наконец Дуду в музей войны в Киеве! Там хранятся более 3 млн извещений о смерти мобилизованных из Украины. 3,5 млн мобилизованных из Украины погибли в борьбе не с поляками, а с нацистами! В годы Второй мировой войны с оружием в руках погибло 240 тыс. польских граждан. Украинцев в борьбе с нацистами погибло больше, чем поляков, в 15 раз!
700 тыс. мобилизованных в Украине погибли, изгоняя нацистов с территории современной Польши. Современная польская земля обильно умыта украинской кровью. Польша не смогла сама освободиться от нацистов.
Несколько лет назад в Украину приехала сенатор Анна Мария Андерс, дочь героического генерала Владислава Андерса. Несмотря на то, что ее мама – Ирэна Яросевич – была украинкой, дома не звучал украинский язык: это было табу. Госпожа сенатор приехала поинтересоваться после принятия сеймовой резолюции в июле 2016 года отношением украинских историков к признанию геноцидом убийств поляков украинцами. Украинские историки донесли до госпожи сенатора, что такие резолюции возмущают и разочаровывают. И попытались донести упомянутые выше факты о том, какова роль украинцев в истории Второй мировой войны.
"Ale co mа piernik do wiatraka?!" – вступил в разговор помощник госпожи сенатора Аркадиюш Урбан. В польском языке этим выражением – "какое отношение имеет пряник к ветряной мельнице?" – обозначают ироническое отношение, когда что-то к чему-то на первый взгляд не подходит. На самом деле выражение имеет двойное значение – потому что пряники пекут из муки, которую мелют мельницы.
Так вот, в Польше существует ноль представлений о роли украинцев во Второй мировой и изгнании нацистов с территории Польши. И 700 тыс. украинских жизней, которые были положены на это дело, имеют ноль ценности в глазах поляков: ведь их штыками из Польши был изгнан нацизм, но на этих штыках в Польшу был принесен коммунистический тоталитарный режим.
И это так. И это еще одно следствие ошибок Пилсудского в 1918–1921 годах: украинцы в подсоветской Украине превратились в мобилизационный резерв для Сталина.
Но. Несмотря на это все, возможности освободиться от – сначала – нацистского господства, а потом – от коммунистического в Польше появились именно благодаря украинцам. Насчет нацистов я уже объяснил. Теперь насчет второго.
16 мая 1953 года, через два месяца после смерти Сталина, Лаврентий Берия пишет в докладной записке Вячеславу Молотову:
"3а период с 1944-го по 1953 год в западных областях Украины арестовано, убито и выслано до 500 тыс. человек, из них:
- арестованы по обвинению в принадлежности к антисоветскому националистическому подполью – 103 003 человека, в том числе были осуждены с содержанием в лагерях и тюрьмах – 82 930 человек;
- арестованы по обвинению в шпионаже, диверсиях, вредительстве, террористических намерениях, антисоветской агитации, пособничестве и участии в карательных действиях немецко-фашистских органов и войск во время оккупации западных областей Украины – 31 464 человека, в том числе были осуждены с содержанием в лагерях и тюрьмах – 26 787 человек;
- убиты как участники шпионских террористических групп националистического подполья – 153 259 человек".
Итак, убито 153 259 украинцев из украинского антикоммунистического подполья. Большинство – из ОУН и УПА.
То есть коммунистический режим убил больше украинцев из националистического антикоммунистического подполья, чем было в УПА. И больше, чем польские политики приписывают УПА польских жертв: это нонсенс, когда количество жертв польско-украинского конфликта определяют политики голосованием, а не историки исследованиями!
А что стало с остальными украинцами, "арестованными по обвинению в принадлежности к антисоветскому националистическому подполью"? Они подняли три больших гулаговских восстания: в Воркуте, Норильске и Кенгире. После этого советский режим осознал, что не в состоянии контролировать ГУЛАГ.
Я уже писал об этом раньше: "В 1956 году на Хрущева не озарение снизошло – он должен был включить "оттепель", потому что система уже не могла контролировать даже лагеря, Архипелаг ГУЛАГ. Тоталитаризм не мог "либерализироваться". Как только "гайки отпустили" – система "разболталась" и начала разрушать сама себя. История Кенгирского восстания – это урок того, какой мощной может быть "сила бессильных": то, что сначала кажется безнадежным поражением, в более долгой перспективе оборачивается победой. История Кенгирского восстания опровергает миф о том, что Украине независимость досталась без усилий и без крови. Кенгир – восстание любви – был одним из тех исторических шагов, которые в конце концов привели к независимости. СССР разрушила любовь. Любовь к свободе".
Любовь украинцев к свободе в долгосрочной перспективе создала возможности для поляков восстановить свою суверенность в 1989 году.
Украинцы – не нация убийц, господин президент Дуда! Мы просто любим свободу. Украинцы боролись и будут бороться за свою свободу. И мы будем убивать каждого, кто встает на пути нашей свободы и независимости.
Украинцы – не нация убийц. Украинцы – нация борцов.
Источник: Oleksandr Zinchenko / Facebook
Опубликовано с личного разрешения автора