Музы знаменитых мужчин: созидательницы, разрушительницы, вдохновительницы
Фото: triphints.ru
Лиля Брик
Поэт Владимир Маяковский не страдал от дефицита женского внимания: высокий, статный, талантливый. Но в сердце ему запала лишь одна женщина: Лиля Брик.
Брик на момент встречи с Маяковским была замужем, но это не мешало ей принимать ухаживания поэта, а ему – проявлять свой интерес и страсть к Лилии.
Любвеобильная авантюристка Брик поставила мужчин перед фактом: теперь они будут жить втроем. Впрочем, на этом Лиля не остановилась – она изменяла и мужу Осипу Брику, и Маяковскому.
Любовные переживания, постоянное стремление обратить на себя внимание Лили, ее излюбленная тактика "кнута и пряника" по отношению к Маяковскому сводили поэта с ума.
Но именно в периоды страданий он написал свои лучшие лирические стихи.
В то же время Маяковский стремился к семейному счастью. Чувство одиночества, того, что он – игрушка в руках искусительницы, не покидало его. Брик становилась нежна с поэтом, когда узнавала о его романах с другими женщинами. Тогда Маяковский понял: чтобы Брик думала о нем, ему нужно время от времени от нее уходить. В очередную измену он не выдержал и ушел навсегда, выстрелив себе в висок. "Лиля, люби меня", – написал он в предсмертной записке.
Памела Курсон
"Я поэт, а ты моя муза", – говорил лидер культовой группы The Doors Джим Моррисон своей возлюбленной, Памеле Курсон.
Они познакомились во время одного из концертов Моррисона. Пам, как и другие поклонницы, пришла послушать Джима.
Девушки от него просто сходили с ума. Джиму достаточно было подмигнуть, и каждая из них оказалась бы в его постели. Но только не Пам. Рыжеволосая красотка с веснушками на лице смогла разжечь в сердце Джима настоящий огонь.
Памела была "девушкой из хорошей семьи". Ее отец работал директором школы. Но ей порядком надоели нравоучение и жизнь пай-девочки. Реальность Моррисона, с ночными клубами, наркотиками и сексом открывала для Памелы мир бурного веселья и взрослой жизни. Собственно, тогда и была предрешена ее дальнейшая судьба.
Отношения Памелы с Моррисоном напоминали маятник часов. Они бросались друг другу в объятия, клялись в вечной любви, а потом изменяли с другими, мстя друг другу за очередную измену. Как и ее возлюбленный Джим, Памела умерла в возрасте 27 лет от передозировки наркотиками. Она похоронена под фамилией Моррисон, хотя при жизни пара не состояла в законном браке.
Гала
Когда испанский художник Сальвадор Дали увидел статную женщину, облаченную в белый мех, гипнотически смотревшую на него, Дали сразу же влюбился, потому что понял: перед ним его детская мечта. Когда он еще был ребенком, один из друзей семьи Дали подарил маленькому Сальвадору ручку с декоративным шаром, внутрь которого была помещена фигурка женщины в мехе, правящей санями. Шар переворачивался, и снег медленно спадал на ее темные волосы. И вот эта женщина-мечта стояла прямо перед ним! Ее звали Елена Дьяконова, она была русской по происхождению. Дали не мог остановить ни официальный брак женщины с поэтом Полем Элюаром, ни разница в возрасте: Дьяконова была старше Дали на десять лет.
Дали восхищала властная и гордая Гала – именно так пожелал художник называть любимую женщину. Имя Гала означает "праздник": именно так можно охарактеризовать совместную жизнь пары. Дали не мыслил себя без возлюбленной, и только ее присутствие пробуждало в нем творца. Первые свои работы он даже подписывал как "Гала-Сальвадор Дали".
Вместе они устраивали перформансы, оформляли свое жилище самым безумным образом. К этому царству разрешалось приблизиться немногим, и за большие деньги – столько, сколько стоили полотна художника.
Смерть Галы в 1982 году после перелома шейки бедра стала началом конца самого Дали. Он не хотел отдавать тело умершей возлюбленной для погребения, плакал, как ребенок, и впал в глубочайшую депрессию. Семь лет, которые Дали жил без Галы, были историей его сумасшествия.
Эди Седжвик
"Она была восхитительное, красивое пустое место", – вряд ли можно так сказать о любимой женщине. Но эта эстетическая пустотота, коей считал художник Энди Уорхол модель Эди Седжвик, вдохновляла его на поиск новых форм.
Эди и Энди встретились на "Фабрике" – в арт-пространстве, организованном Уорхолом. Седжвик понимала, что хороша собой, но карьера обычной модели ее не прельщала – она хотела стать актрисой и быть своей в обществе людей искусства.
Уорхол снимал Эди в своих экспериментальных фильмах "Винил", "Кухня", "Девушки из Челси". Уорхол смотрел на Седжвик, и сознание рисовало новые интересные образы. Она, бесспорно, вдохновляла художника, но он воспринимал ее как благодатный и податливый материал для своего творческого поиска, а не как личность.
Эди и Энди были похожи не только именами – они красили волосы в платиновый блонд, иногда надевали похожую эпатажную одежду. Саму Эди модные критики считали иконой стиля: она носила короткие платья, черные плотные колготки, длинные серьги.
Но Седжвик была недовольна собой, не могла найти свое место в жизни и искусстве. Депрессию она "занюхивала" кокаином. А вскоре подсела на героиновую иглу. Седжвик умерла, когда ей было 28 лет. Причиной была передозировка снотворным.
Марина Влади
Актер, поэт и исполнитель Владимир Высоцкий впервые увидел Марину Влади в фильме "Колдунья". Тогда она казалась чем-то недосягаемым: французская актриса для советского барда – слишком дальний маяк. Но для судьбы нет границ. В 1967 году Влади пришла на спектакль "Гамлет" с Высоцким в главной роли. На актерском фуршете Высоцкий подошел к актрисе, взял ее за руку и признался в любви.
Влади шокировала такая самоуверенность. Но, уехав в Париж, Влади заметила, что тоскует. Когда ей позвонил Высоцкий, сердце актрисы забилось быстрее. Она поняла: это любовь.
Так начался роман по телефону, который разжигали нечастые встречи и, наконец, свадьба актеров. Влади развелась с супругом – актером Робером Оссейном, Высоцкий – с женой Людмилой Абрамовой.
Марина Влади ради жизни с любимым бросила свою карьеру, променяла апартаменты в Париже на небольшую квартиру матери Высоцкого.
Он наслаждался тем, что его Марина рядом. Все свои лучшие лирические стихи и песни Высоцкий посвятил именно ей, некоторые – специально для того, чтобы их пела Марина.
Влади боролась с алкогольной зависимостью мужа до последнего. 25 июля 1980 года Высоцкого не стало. Через несколько лет она написала книгу о своей жизни с Высоцким "Владимир или прерванный полет".