вернуться на
$41.31 €42.99
menu closed
menu open
weather 0 Киев
languages

Anna Konda с уку­ле­ле

Anna Konda с уку­ле­ле Татарченко: Да­вай­те бо­роть­ся за эко­ло­гию во всем и упо­треб­лять ор­га­ни­че­ские, на­ту­раль­ные и есте­ствен­ные куль­тур­ные про­дук­ты
Фото: С. Крылатов

Известный украин­ский ком­по­зи­тор и про­дю­сер Геннадий Татарченко раз­мыш­ля­ет об осо­бен­но­стях ра­з­ви­тия оте­че­ствен­но­го и ми­ро­во­го шоу-биз­не­са.

Материал был опубликован в газете "Бульвар Гордона", №46 (654)

Про­гло­тить "абы шо"

Ав­тор этих строк, как и мно­гие на­ши со­­оте­че­ствен­ни­ки, не раз за­хо­дил в ма­га­зи­ны с то­ва­ра­ми ши­ро­ко­го по­тре­б­ле­ния и ви­дел на неко­то­рых над­пись на ан­глий­ском язы­ке Organic. Со вре­ме­нем на­ча­ли по­яв­лять­ся от­дель­ные бу­ти­ки с так на­зы­ва­е­мы­ми ор­га­ни­че­ски­ми эко­ло­ги­че­ски­ми про­дук­та­ми, со­дер­жа­щи­ми на­ту­раль­ные ком­по­нен­ты. Изо дня в день наш не из­ба­ло­ван­ный, но жаж­ду­щий ев­ро­пей­ских стан­дар­тов по­ку­па­тель все боль­ше нуж­да­ет­ся в ка­че­ствен­ной про­дук­ции и по­сте­пен­но учит­ся при­о­б­ре­тать их по прин­ци­пу: "Лу­ч­ше мень­ше, да луч­­ше". Ес­ли пе­ре­не­сти это на украин­ский шоу-биз­нес, то, ко­неч­но же, organic-ка­че­ства в нем про­сто не су­ще­ству­ет. 

На­род, осво­бо­див­ший­ся от раб­ства кол­лек­тив­но­го со­зна­ния, иду­ще­го от СССР, осо­бо его и не тре­бу­ет. Наш мно­го­стра­даль­ный шоу-биз­нес, плы­ву­щий по те­че­нию бур­ной сов­ко­вой ре­ки, ни­че­го не при­вно­сит но­во­го, а, на­про­тив, ска­ты­ва­ет­ся в ста­рое, под­страи­ва­ясь под но­вые фор­мы су­ще­ство­ва­ния. Ме­тод так на­зы­ва­е­мых кон­церт­ных со­ля­нок по­мо­га­ет за­ра­ба­ты­ва­нию де­нег, иг­рая на стад­ном чув­стве че­ло­ве­ка — про­гло­тить "абы шо"! 

Мно­го­чи­с­лен­ные кон­кур­сы — от­бо­ры, все­воз­мож­ные те­ле­шоу — вен­ча­ют всю эту че­пу­ху, ко­то­рая про­дол­жа­ет на­ше сов­ко­вое про­шлое. Все по­ка­зы­ва­е­мое уве­рен­но пре­под­но­сит­ся как нечто но­вое, сво­бод­но все­ми вы­би­ра­е­мое и так далее. Все бы так и бы­ло, ес­ли бы не ин­тер­нет, за­шед­ший по­чти в каж­дую украин­скую се­мью. Он не толь­ко зо­м­би­ру­ет, но и зна­ко­мит всех с мас­со­вой за­пад­ной куль­ту­рой — и не остав­ля­ет на­дежд на то­таль­ное, кол­лек­тив­ное обол­ва­ни­ва­ние лю­дей хит­ру­на­ми от на­ше­го шоу-биз­не­са. Вре­мя идет... 

На­род про­дол­жа­ет осваи­вать мас­со­вые куль­тур­ные про­дук­ты в ви­де совре­мен­ных пе­сен, кон­цер­тов, про­слу­ши­ва­ний му­зы­ки, ко­то­рые пред­став­ле­ны на ТВ, ра­дио и в ин­тер­не­те. Хо­тим мы то­го или нет, при­хо­дит­ся пле­стись за все­ми ев­ро­пей­ца­ми, ко­то­рые ис­поль­зу­ют куль­ту­ру Ста­ро­го Све­та, ори­ен­ти­ру­ясь на лу­ч­шие об­раз­цы, по­став­щи­ка­ми ко­то­рых тра­ди­ци­он­но яв­ля­ют­ся США и Ка­на­да. 

По­след­ние го­ды яв­но вид­но из кон­церт­ных вы­ступ­ле­ний за­пад­ных звезд, что на­сту­пи­ло вре­мя ми­ни­ма­лиз­ма вы­ра­зи­тель­ных средств, ку­ю­щих успех в их шоу-биз­не­се. Про­ис­хо­дит все боль­шее тя­го­те­ние к джа­зу и на­род­ной му­зы­ке, что обу­слов­ли­ва­ет на­бор му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов, ко­то­рые взя­ты из этих жан­ров. Как пра­ви­ло, они ру­ко­твор­ные, жи­вые, с ка­че­ствен­ным на­ту­раль­ным зву­ком. В про­шлом мод­ные и боль­шие элек­тро­ор­га­ны Hammond за­ме­не­ны на ми­ни­а­тюр­ные кла­виш­ные, да­ю­щие еще лу­ч­ший звук. Мас­сив­ные и тя­же­лые элек­тро­ги­та­ры вы­те­с­ня­ют­ся элек­тро­аку­сти­че­ски­ми, за­ме­ня­ют­ся ман­до­ли­на­ми, дом­ра­ми и мно­ги­ми дру­ги­ми ин­стру­мен­та­ми, несу­щи­ми но­вое эф­фект­ное зву­ча­ние. 

Се­год­ня на пи­ке мо­ды в му­зы­каль­ных ту­сов­ках За­па­да на­хо­дит­ся га­вай­ский на­род­ный ин­стру­мент уку­ле­ле. Это ми­ни­а­тюр­ная че­ты­рех­струн­ная ги­та­ра, ко­то­рая по­ме­ща­ет­ся в обыч­ной про­дук­то­вой сум­ке. Есть элек­тро­вер­сии этих ин­стру­мен­тов. Иг­ра­ют на них су­пер­зве­з­ды: Стинг, LP, Клифф Эд­вардс, Брайан Мэй, Джордж Бен­сон, Пол Мак­карт­ни, Ан­дрей Ма­ка­ре­вич и другие. Уку­ле­ле име­ет гром­кий и чи­стый звук, на­по­ми­на­ет зву­ча­ние украин­ской дом­ры, рус­ской ба­ла­лай­ки и скрип­ки со штри­хом "пиц­ци­ка­то". 

Во­с­про­и­з­ве­сти или скон­струи­ро­вать та­кой звук с по­мо­щью ком­пью­те­ра невоз­мож­но, как и зву­ки бан­джо, бан­ду­ры, ко­б­зы и дру­гих щип­ко­вых ин­стру­мен­тов. Но ес­ли ме­ня спро­сят, к че­му это в на­шем украин­ском шоу-биз­не­се, где цар­ству­ет вуль­гар­ная про­сто­та, эк­лек­ти­ка, элек­тро­ни­ка и не тре­бу­ет­ся, по су­ти, ни осо­бо­го ка­че­ства, ни но­во­го во­спри­я­тия, где наш шоу-биз­нес, несмот­ря на от­дель­ные всплес­ки "Ев­ро­ви­де­ния", пред­став­ля­ет со­бой сва­деб­но-ре­сто­ран­ный фор­мат, гор­до на­зы­ва­е­мый "своє і непо­вторне", где украин­ские джаз и рок с гру­бым гром­ким зву­ча­ни­ем сле­по ко­пи­ру­ют по­за­вче­раш­ние не лу­ч­шие ев­ро­пей­ские об­раз­цы, где кол­лек­тив­ное во­с­при­я­тие в но­вом фор­ма­те ста­рых куль­тур­ных цен­но­стей не да­ет воз­мож­но­сти да­же так на­зы­ва­е­мой на­шей эли­те из­би­ра­тель­но от­но­сить­ся к совре­мен­ным куль­тур­ным цен­но­стям, где по­да­ет­ся ап­пе­тит­ный, но не по­лез­ный "культви­не­грет", ко­то­рый на­зы­ва­ют пре­не­бре­жи­тель­но в Ев­ро­пе "Рашн стайл". Я на это от­ве­чу: рам­ки об­ще­ния с Ев­ро­пой все боль­ше ра­с­ши­ря­ют­ся (без­виз, ин­тер­нет-кон­так­ты). 

Что­бы не ска­ты­вать­ся до шоу-би­за по-мон­голь­ски или по-се­ве­роко­рей­ски, необ­хо­ди­мо вне­д­рять у нас са­мое хо­ро­шее, что есть сей­час там, в Ев­ро­пе. На­ша осо­бен­ная мен­таль­ность (моя ха­та с краю) очень со­про­тив­ля­ет­ся это­му. Толь­ко у нас мож­но уви­деть соб­ствен­ни­ков ши­кар­ных ав­то­мо­би­лей Rolls-Royce, ко­то­рые ез­дят по коч­кам и бу­е­ра­кам на­ших зна­ме­ни­тых до­рог. Та­к­же мож­но слы­шать и ви­деть хлоп­ців в яр­ких украин­ских ру­ба­хах, ко­то­рые га­тят со сце­ны на без­ум­но гром­ких де­ци­бе­лах мест­ный хе­ви-ме­тал, и это бес­со­вест­но на­зы­ва­ет­ся украин­ской му­зы­кой. 

Где, как не у нас, пред­ста­ви­те­ли эли­ты мо­гут не знать сто­лиц со­сед­них го­су­дарств, но при этом иметь кру­тые особ­ня­ки, в них пить на­шу горь­кую ка­зен­ку, за­ку­сы­вая со­ле­ным огур­цом с са­лом, и слу­шать неза­бвен­ную ма­тер­ную блат­ную пес­ню. Ес­ли все же не счи­тать на­ше мас­со­вое ис­кус­ство сфе­рой об­слу­жи­ва­ния для быд­ла, ко­то­рое все­гда на под­хва­те, то необ­хо­ди­мо хо­тя бы вни­ма­тель­но при­смот­реть­ся к куль­тур­ной ми­ро­вой эли­те, ко­то­рая уже дав­но по­треб­ля­ет эко­ло­ги­че­ски без­опас­ные ор­га­ни­че­ские куль­тур­ные про­дук­ты. За­чем ска­ты­вать­ся во вче­раш­ний день, гру­бо ма­с­ки­руя его под се­го­дняш­ний? Сов­ре­мен­ная мо­ло­дежь на­шей стра­ны хо­чет к се­бе ува­жи­тель­но­го от­но­ше­ния. Ей на­до­е­ло ждать пе­ре­мен во всем, ко­то­рые им обе­ща­ют на­ши опыт­ные про­хо­дим­цы — от шоу-биз­не­са в том чи­с­ле. Мо­ло­дость са­ма на­чи­на­ет об­ра­щать на се­бя вни­ма­ние за­пад­ных про­фи, ко­то­рые обя­за­тель­но по­пы­та­ют­ся пе­ре­ма­нить та­лант­ли­вые кад­ры к се­бе — в Ев­ро­пу или Аме­ри­ку... Вна­ча­ле... Са­мо­му уви­деть, услы­шать и оце­нить...

У каж­до­го чле­на свой пре­зе­рва­тив

Ко­гда я ехал на встре­чу с Ан­ной, то вспо­ми­нал один из кон­кур­сов, где был пред­се­да­те­лем жю­ри и впер­вые ее уви­дел и услы­шал. На­зы­ва­лось это ме­ро­при­я­тие "Ла­зур­ный бе­рег" и про­во­ди­лось в Хер­сон­ской об­ла­сти. Пред­став­ля­ло со­бой кон­курс мо­ло­дых та­лан­тов, за ко­то­рым пря­та­лось ка­кое-то мест­ное по­ли­ти­че­ское со­бы­тие. Сре­ди па­ра­да без­вку­си­цы и про­че­го му­зы­каль­но­го ба­ра­х­ла вы­де­ля­лась ма­лень­кая хруп­кая де­вуш­ка, по­ю­щая на чи­стей­шем ан­глий­ском язы­ке пес­ню из ре­пер­ту­а­ра су­пер­зве­з­ды из США Али­ши Кис. 

Чле­ны жю­ри, в ос­нов­ном из Ки­е­ва, про­сто обал­дев от услы­шан­но­го, со­гла­си­лись со мной, пред­се­да­те­лем, что это лу­ч­шее вы­ступ­ле­ние. За­тем ра­з­ве­ли ди­с­кус­сию на отвле­чен­ные те­мы и друж­но, в зна­ко­мом сти­ле двой­ных стан­дар­тов, за­пу­зы­ри­ли мо­ло­дое да­ро­ва­ние толь­ко в ди­пло­ман­ты, оста­вив му­сор­ную яму ла­у­ре­ат­ства для сво­их (у каж­до­го чле­на свой пре­зе­рва­тив). 

Скре­пя серд­це я как "пред­се­да­тель-го­ло­ва" вы­нуж­ден был под­пи­сать вер­дикт боль­шин­ства чле­нов, ко­то­рые по­име­ли та­лант­ли­вую де­вуш­ку вме­сте со мной и опре­де­ли­ли сво­их ла­у­ре­а­тов, ко­то­рых за­бы­ли ров­но че­рез ме­сяц. Сей­час они не име­ют ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к шоу-биз­не­су и да­же не вспо­ми­на­ют этот кон­курс-меж­ду­со­бой­чик. Но я де­вуш­ку за­пом­нил... Че­рез па­ру лет я ее слу­чай­но встре­тил на сту­дии, где за­пи­сы­вал му­зы­ку к сво­ей рок-опе­ре "Ми­стер Ско­во­ро­да". До­го­во­ри­лись о встре­че. Те­перь уже не как "пред­се­да­тель ува­жа­е­мо­го жю­ри", а про­сто как ком­по­зи­тор и про­дю­сер сам про­слу­шал все, что она мне пре­д­ло­жи­ла. 

Бы­ва­ет та­кое, что на­чи­на­ешь ра­бо­тать с пе­ви­ца­ми, ко­то­рые вро­де и об­ла­да­ют хо­ро­шим го­ло­сом, но как-то не цеп­ля­ют. Но сей­час, услы­шав несколь­ко пе­сен, я по­нял, что ко­гда-то на "Ла­зур­ном бе­ре­гу" не ошиб­ся. Ан­на уни­каль­на. У этой ма­лень­кой хруп­кой де­вуш­ки непо­вто­ри­мый, очень узна­ва­е­мый го­лос. Она ар­ти­стич­на, ха­риз­ма­тич­на и при­тя­га­тель­на, лег­ка в об­ще­нии и об­ла­да­ет очень свет­лой энер­ге­ти­кой. Не из­ба­ло­ван­на, скром­на и непри­тя­за­тель­на. И глав­ное — она бу­к­валь­но по­гло­ще­на му­зы­кой. По­ин­те­ре­со­вав­шись ее ис­то­ри­ей, я узнал, что она из го­ро­да При­лу­ки Чер­ни­гов­ской об­ла­сти. Вы­рос­ла в обыч­ной се­мье, жи­ву­щей в част­ном до­ме. Рос­ла в окру­же­нии че­т­ве­ро­но­гих дру­зей. А в дет­стве бы­ла... Па­стуш­кой. Пас­ла коз и гу­сей. 

Пер­вая пес­ня в ее ис­пол­не­нии про­зву­ча­ла в дет­ском са­ду, пес­ня про ма­му — "Ма­ми­на ко­са". Эта пес­ня и сей­час ис­пол­ня­ет­ся Ан­ной. Она в ее ре­пер­ту­а­ре на­все­гда. Ее ма­ма вспо­ми­на­ла: "Она та­кая ма­лень­кая вы­шла, этим звон­ким го­ло­соч­ком пе­ла, и все си­де­ли и пла­ка­ли..." Не лю­би­ла хо­дить в дет­ский сад — бы­ла бо­лез­нен­ным ре­бен­ком, ча­сто про­пу­с­ка­ла, а ма­ме зво­ни­ли: "При­ве­ди­те Аню, у нас утрен­ник". Ма­ма при­во­ди­ла ее за день до со­бы­тия, и она и в сказ­ке уча­ст­во­ва­ла, и тан­цы тан­це­ва­ла, и пес­ни пе­ла. Од­на в боль­шом го­ро­де...

Фото: личный архив Геннадия Татарченко Фото: личный архив Геннадия Татарченко

В му­зы­каль­ную шко­лу по­шла, ко­гда учи­лась во вто­ром клас­се, — на фор­те­пи­а­но. Ей там нра­ви­лось. Да­лее бы­ла сту­дия во­каль­но­го ис­кус­ства "Ка­мер­тон". Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Ду­бо­вик (ру­ко­во­ди­тель сту­дии) во­зил ее на мно­гие кон­кур­сы. Бы­ло мно­же­ство спе­ци­аль­ных при­зов. Впер­вые столк­ну­лась с неспра­ве­д­ли­во­стью, ко­гда Боль­шой приз да­ли не ей, а мно­го­чи­с­лен­но­му тан­це­валь­но­му кол­лек­ти­ву и пря­мо ска­за­ли: "Ма­ла еще! И пер­во­го ме­ста хва­тит..." 

По по­во­ду по­ступ­ле­ния в му­зы­каль­ное учи­ли­ще не бы­ло со­мне­ний. Она очень хо­те­ла петь. Ее при­ня­ли в Ки­ев­ское об­ласт­ное учи­ли­ще куль­ту­ры и ис­кусств — во­з­ле Лав­ры. Сей­час это уже кол­ледж. Ро­ди­те­ли бы­ли в шо­ке от то­го, что та­кая ма­лень­кая на­хо­дит­ся од­на в боль­шом го­ро­де. По окон­ча­нии учи­ли­ща Ан­на по­сту­па­ет в Ки­ев­ский меж­ду­на­род­ный уни­вер­си­тет на те­а­т­раль­ный фа­куль­тет в класс пре­крас­но­го ма­сте­ра Люд­ми­лы Дмит­ри­ев­ны Лы­марь — за­слу­жен­ной ар­тист­ки Украи­ны, ла­у­ре­а­та пре­мии Ста­ни­слав­ско­го (удо­сто­и­лись этой пре­мии в Украине толь­ко двое: Люд­ми­ла и Бо­г­дан Ступ­ка). Все­лив уве­рен­ность в Ан­ну, ав­то­ри­тет­ный пе­да­гог по­обе­ща­ла, что все долж­но по­лу­чить­ся.

Фе­сти­ва­ли, кон­цер­ты, пер­вые ша­ги...

По­лу­чая выс­шее те­а­т­раль­ное об­ра­зо­ва­ние, Ан­на зна­ко­мит­ся с ко­ри­фе­ем пес­ни ком­по­зи­то­ром Вла­ди­ми­ром Бы­ст­ря­ко­вым, ко­то­рый под­дер­жи­ва­ет ее уча­сти­ем в сво­их твор­че­ских про­ек­тах. Вла­ди­мир Юрье­вич, как та­ли­с­ман успе­ха, в свое вре­мя бла­го­сло­вил ме­ня — ав­то­ра этих строк — на ком­по­зи­тор­скую де­я­тель­ность, ска­зав зна­ме­ни­тую фра­зу: "Ге­на, ты ра­с­пи­шешь­ся и ста­нешь од­ним из лу­ч­ших в со­юз­ной ту­сов­ке". Спа­си­бо ему — как в во­ду смот­рел...

По по­во­ду Ан­ны он вы­ска­зы­вал­ся не раз как ее пе­да­гог са­мым лу­ч­шим об­ра­зом. Вли­я­ние та­ко­го ма­сте­ра не про­шло да­ром и под­го­то­ви­ло Ан­ну к необы­чай­ной стой­ко­сти в непро­стом бур­ном мо­ре за­рож­да­ю­ще­го­ся шоу-биз­не­са. Сле­ду­ю­щее твор­че­ское зна­ком­ство Ан­ны про­изо­шло во Льво­ве с пев­цом из Сер­бии Фи­лип­пом Жма­хе­ром, ко­то­рый был в со­ста­ве жю­ри Все­украин­ско­го кон­кур­са пес­ни. Ан­на ста­ла ла­у­ре­а­том, и Фи­липп ей ска­зал то­гда: "Ты бы­ла лу­ч­шая!" По сей день Бы­ст­ря­ков и Жма­хер оста­ют­ся мо­и­ми близ­ки­ми дру­зья­ми, их теп­лые сло­ва о та­лант­ли­вой де­вуш­ке та­к­же ме­ня вдох­но­ви­ли на со­труд­ни­че­ство с ней. Са­ма су­дь­ба под­тал­ки­ва­ла Ан­ну к на­ча­лу твор­че­ско­го об­ще­ния с су­пер­ко­ри­фе­я­ми, ком­по­зи­то­ра­ми и по­эта­ми Украи­ны. Это бы­ло ее тре­тье при­бли­же­ние ко мне. Все пошло по пу­ти есте­ствен­но­го от­бо­ра, ор­га­нич­но и точ­но. Как и по­ло­же­но, злые язы­ки и за­вист­ни­ки уже бы­ли ря­дом. Они от­го­ва­ри­ва­ли ме­ня от лю­бых кон­так­тов с изящ­ной Ан­ной, на­ве­ши­ва­ли все­воз­мож­ные яр­лы­ки и ме­ша­ли с ней встре­чать­ся по твор­че­ским во­про­сам. Но бы­ло уже по­зд­но... Встре­ча с Юри­ем Рыб­чин­ским у него в го­стях опре­де­ли­ла сце­ни­че­ское имя и про­ект в це­лом под "скром­ным" на­зва­ни­ем — ANNA KONDA, что в пе­ре­во­де с ита­льян­ско­го — "про­сто Ан­на". Ан­глий­ская аб­бре­ви­а­ту­ра AK ста­ла то­вар­ным зна­ком. 

Так слу­чи­лось, что у ме­ня со­сто­я­лась встре­ча с пре­зи­ден­том украин­ско­го те­ле­ка­на­ла "То­нис" Алек­сан­дром Ва­си­лье­ви­чем Бут­ко, и я ему пре­д­ло­жил про­слу­шать Ани­ны де­мо­за­пи­си. Все вни­ма­тель­но про­слу­шав и про­ана­ли­зи­ро­вав, он ска­зал: "Этот го­лос очень до­ро­го сто­ит" — и сра­зу же пре­д­ло­жил снять ан­гло­языч­ный кон­церт в сту­дии. 

В это вре­мя на га­стро­лях в Ки­е­ве на­хо­дил­ся мой дав­ний друг, ныне граж­да­нин Ка­на­ды Ва­си­лий По­па­дюк — скри­пач-вир­ту­оз, су­пер­зве­з­да ми­ро­во­го уров­ня. Я с ним со­зво­нил­ся. Встре­ти­лись втро­ем в ка­фе "Майа­ми-блюз", во­з­ле ДК "Украи­на", где про­хо­ди­ли кон­цер­ты По­па­дю­ка. Он по­ин­те­ре­со­вал­ся, чем за­ни­ма­ет­ся Ан­на. Услы­шав ее уве­рен­ное: "Пою, тан­цую, иг­раю...", он ска­зал: "Я так и ду­мал..."

К мо­е­му боль­шо­му удив­ле­нию, Ва­си­лий сам пре­д­ло­жил сра­зу же со­труд­ни­че­ство — и со­гла­сил­ся уча­ст­во­вать в съем­ках пе­сен в ис­пол­не­нии Ан­ны. В ду­эте они ис­пол­ни­ли зна­ме­ни­тую пес­ню Жа­ка Бр­э­ля "IF YOU GO AWAY". Так на­ча­лась взаим­ная сим­па­тия, но об этом поз­же. В на­ча­ле съе­мок му­зы­каль­но­го филь­ма бы­ла идея за­фик­си­ро­вать Ан­ну в кад­ре с украин­ским на­род­ным ин­стру­мен­том — бан­ду­рой. Но как быст­ро на­учить­ся на ней иг­рать? Аня при­лич­но иг­ра­ет на ше­сти­струн­ной ги­та­ре. Взяв в ру­ки бан­ду­ру, она по­блед­не­ла от тя­же­сти. Си­дя на сту­ле с ин­стру­мен­том, как ни­ко­гда, ощу­ти­ла из­держ­ки сво­ей ми­ни­а­тюр­но­сти. Вы­ход из по­ло­же­ния был най­ден мг­но­вен­но. Ан­на вспом­ни­ла свой лю­би­мый фильм — "В джа­зе толь­ко де­вуш­ки", где непрев­зой­ден­ная Мэ­ри­лин Мон­ро дер­жа­ла в ру­ках са­мую ма­лень­кую ги­та­ру в ми­ре. В те­че­ние ме­ся­ца ру­ко­вод­ство ки­ев­ско­го ма­га­зи­на Yamaha In Jazz — Алек­сандр Си­до­рен­ко и Бо­рис Тре­губ — ор­га­ни­зо­ва­ли до­став­ку из Ита­лии элек­тро­у­ку­ле­ле спе­ци­аль­но для Ан­ны. И за неде­лю до съе­мок она уже на ней иг­ра­ла. Лю­бовь к уку­ле­ле бы­ла на­столь­ко силь­на, что этот ин­стру­мент стал глав­ным сре­ди всех лю­би­мых Ан­ной. Иг­ра на бан­джо, дрим­бе, ги­та­ре и фор­те­пи­а­но до­став­ля­ют де­вуш­ке удо­воль­ствие. Но уку­ле­ле — это ис­тин­ный эк­стаз! 

"Не хочу быть очередной секс-бомбой"

По­сле при­о­б­ре­те­ния выс­ше­го те­а­т­раль­но­го и му­зы­каль­но­го об­ра­зо­ва­ния встал во­прос: ку­да по­сту­пить на твор­че­скую ра­бо­ту? Где и с кем шли­фо­вать свое ма­стер­ство? Ко всем до­сто­ин­ствам Ан­ны мож­но до­ба­вить еще од­но, са­мое глав­ное — она ум­на. Ее вы­бор не на один день. Ее це­ли дол­го­сроч­ные. Для то­го, что­бы под­нять са­мо­лет под на­зва­ни­ем АН­НА КОН­ДА, нуж­на серьезная точ­ка опо­ры. Ан­на неожи­дан­но для всех на­хо­дит ее са­ма. По­со­ве­то­вав­шись со сво­им но­вым твор­че­ским дру­гом — по­этом и по­ли­то­ло­гом Алек­сан­дром Бу­т­ри­ным, Ан­на устраи­ва­ет­ся на ра­бо­ту со­лист­кой пре­крас­но­го твор­че­ско­го кол­лек­ти­ва — Ор­кест­ра Го­су­дар­ствен­ной служ­бы чре­з­вы­чай­ных си­ту­а­ций Украи­ны под ру­ко­вод­ством ди­ри­же­ра Ру­сла­на Си­мо­нен­ко. Здесь по сей день ра­бо­та­ет зна­ме­ни­тый пе­вец и скри­пач за­слу­жен­ный ар­тист Украи­ны Ва­си­лий Во­ло­щук. Ра­бо­тать в та­ком кол­лек­ти­ве непро­сто. 

Дис­ци­пли­на, ре­пер­ту­ар, ре­пе­ти­ции — шко­ла твор­че­ской жиз­ни и са­мое глав­ное — хруп­кие и та­лант­ли­вые со­лист­ки-во­ка­лист­ки Ан­на, Ок­са­на и Ка­тя на­хо­дят­ся под по­кро­ви­тель­ством и за­щи­той на­сто­я­щих муж­чин — ар­ти­стов ор­кест­ра, ры­цар­ские тра­ди­ции ко­то­рых из­вест­ны за пре­де­ла­ми кол­лек­ти­ва. В этом ор­кест­ре Ан­на по­ет раз­ные пес­ни, от украин­ских на­род­ных до джа­за, при­о­б­ре­та­ет уни­вер­са­лизм. 

Ра­бо­тать в од­ном из лу­ч­ших ор­кест­ров Украи­ны — боль­шая честь. В сво­бод­ное от ос­нов­ной ра­бо­ты вре­мя Ан­на по­сто­ян­но за­пи­сы­ва­ет пес­ни в раз­ных сту­ди­ях Ки­е­ва. Ее порт­ре­ты уже укра­ша­ют об­лож­ки жур­на­лов "ТВ Парк" и дру­гих. Об од­ной из пе­сен хо­чет­ся рас­ска­зать осо­бо. Од­на­ж­ды я встре­тил­ся с уже упо­ми­на­е­мым мо­им дру­гом Алек­сан­дром Бу­т­ри­ным, и он мне по­ка­зал свои сти­хи. Вни­ма­тель­но про­чи­тав, я сра­зу же вы­брал из них один, для Ан­ны. Че­рез неде­лю по­яви­лась на­ша с ним пер­вая сов­мест­ная пес­ня под на­зва­ни­ем "Ост­ров на­деж­ды". Са­ша по­слу­шал и ска­зал: "Вро­де непло­хо". Ан­на же, по­слу­шав пес­ню, по­про­си­ла пе­ре­ве­сти ее на ан­глий­ский язык. Пе­ре­ве­ла ее до­слов­но и точ­но по­дру­га Ан­ны — Та­тья­на Де­рен­гов­ская. 

Тер­за­ли со­мне­ния, как во­с­при­мет пу­б­ли­ка ан­глий­ский язык. Пе­с­ня во­шла в ан­гло­языч­ный му­зы­каль­ный фильм и, как выя­с­ни­лось впо­след­ствии, ста­ла са­мой по­пу­ляр­ной из всех за­пи­сан­ных Ан­ной. Мне осо­бен­но бы­ло при­ят­но за та­кой успех по­то­му, что он был двой­ным — за­све­тил по ТВ не толь­ко Ан­ну, но и но­во­ис­пе­чен­но­го, те­перь уже по­пу­ляр­но­го по­эта-пе­сен­ни­ка Алек­сандра Бу­т­ри­на. 

Фото: личный архив Геннадия Татарченко Фото: личный архив Геннадия Татарченко

Вый­дя на экра­ны ТВ с пес­ней Island of hope, Ан­на бу­к­валь­но влю­би­ла в се­бя те­ле­зри­те­лей. В ее ру­ках бы­ла та са­мая уку­ле­ле. Та­кой об­раз при­шел­ся по ду­ше всем. Оце­ни­ли му­зы­каль­ный фильм в об­щем хо­ро­шо, осо­бен­но от­ме­ти­ли кра­си­вый го­лос и сек­су­аль­ность пе­ви­цы. С этим мож­но бы­ло бы со­гла­сить­ся, ес­ли бы не од­но но. На­ли­чие огром­но­го ко­ли­че­ства эст­рад­ных вуль­гар­ных секс-бомб — пе­виц в эфи­рах ТВ пост­со­вет­ско­го про­странс­тва. Ан­на ска­за­ла: "Не хо­чу быть оче­ред­ной сек­си-бим­бой". Окру­же­ние при­слу­ша­лось и со­зда­ло пес­ню на украин­ском язы­ке "Я — не сексі-бім­ба!". И ее тут же от­сня­ли на ТВ. По­здра­вил Ан­ну с вы­хо­дом это­го ви­део один из са­мых ува­жа­е­мых по­клон­ни­ков ее та­лан­та. Глав­ный врач са­на­то­рия "Чер­во­на ка­ли­на" Си­вый Ни­ко­лай Юрье­вич, ко­то­рый то­же очень хо­ро­шо по­ет и по­мо­га­ет Анне со­ве­та­ми по со­хра­не­нию здо­ро­вья. Не­о­це­ни­мую по­мощь как фо­то­граф Анне ока­зы­ва­ет ее по­дру­га по уни­вер­си­те­ту сест­ра Та­тья­ны Алек­сандра Де­рен­гов­ская. Идея "Кра­си­вая де­вуш­ка в кад­ре – мо­ло­дая и ро­ман­тич­ная, а не "си­ли­ко­но­вая кук­ла" – при­над­ле­жит та­к­же ей. 

Жаль, ко­неч­но, что сре­ди по­клон­ни­ков твор­че­ства Ан­ны вдруг не ста­ло Юрия Рыб­чин­ско­го – мо­е­го дав­не­го со­ав­то­ра. По­хва­лив Ан­ну за ее го­лос и внеш­ность (по­хо­жа на аме­ри­кан­ку), при­ду­мал ей псев­до­ним, обе­щал под­держ­ку как по­эт, но со вре­ме­нем, ни­че­го не объяс­нив, от­ка­зал­ся от со­труд­ни­че­ства. Ме­ня это ни­сколь­ко не уди­ви­ло. Ведь и на­шу с ним рок-опе­ру "Бе­лая во­ро­на", ко­то­рую зна­ют все, я впер­вые услы­шал не со сво­ей зна­ме­ни­той му­зы­кой, а с му­зы­кой дру­го­го украин­ско­го ком­по­зи­то­ра, ко­то­рый сле­до­вал па­рал­лель­ным кур­сом со мной, — бла­го­да­ря уве­рен­ной ре­жис­сер­ско-по­ста­но­воч­ной ру­ке Юрия Ев­ге­нье­ви­ча. Он и вправ­ду не толь­ко дра­ма­тург сце­ны, но и по жиз­ни та­ков... 

"Жизнь – те­атр, – Шекс­пир ска­зал, – и все мы в нем – ак­те­ры..." – его сти­хи из на­шей пес­ни "Ви­ват, Ко­роль!" в ис­пол­не­нии Та­ма­ры Гверд­ци­те­ли. Я наив­но ду­мал, что к дру­зьям и лю­би­мым со­ав­то­рам (как ча­сто он на­зы­ва­ет ме­ня по ТВ) та­кие сло­ва не от­но­сят­ся... Сре­ди по­клон­ни­ков та­лан­та Ан­ны ока­за­лось нема­ло и тех, кто жи­вет в Но­вом Све­те, и один сре­ди них – ми­стер Марк Жу­ра­вин­ский, в про­шлом один из ме­не­дже­ров-кон­нек­то­ров ле­ген­дар­ных Rolling Stones. Се­год­ня он по­мо­га­ет Ва­си­лию По­па­дю­ку, а та­к­же при­гла­сил Ан­ну в Ка­на­ду – по­со­труд­ни­чать. Обе­щал по­зна­ко­мить со Стин­гом, Брайа­ном Адам­сом, Ти­ной Тер­нер, Се­лин Ди­он и дру­ги­ми. В на­сто­я­щее вре­мя идет под­го­тов­ка к ви­зи­ту в Ка­на­ду для за­пи­си кон­церт­ной про­грам­мы, ко­то­рая вско­ре бу­дет пред­став­ле­на в кон­церт­ных за­лах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки. Украин­ские пес­ни со­бра­ны в два ауди­о­аль­бо­ма: "Вы­шив­ной" и "Джин­со­вый". Не­ко­то­рые из пе­сен уже от­сня­ты по ТВ.

Бо­рь­ба за ме­сто под со­лн­цем

В сво­е­об­раз­ной пе­ст­рой па­лит­ре шоу-биз­не­са Украи­ны на­хо­дить се­бя труд­нее, чем за­ра­ба­ты­вать. Этот биз­нес сти­хий­ный, во мно­гом неза­кон­ный и в из­вест­ной ме­ре у нас по­ли­ти­зи­ро­ван­ный. Ин­ве­сти­ру­ют в него с неохо­той. Спе­ци­а­ли­стов в об­ла­сти мас­со­вых му­зы­каль­ных жан­ров ми­ни­мум. Очень за­ви­сим от жур­на­ли­стов. Я лич­но хо­чу, что­бы наш шоу-биз­нес стал ин­те­рес­ным для Ев­ро­пы. Де­ла­ет­ся он у нас, к со­жа­ле­нию, ме­то­дом проб и оши­бок. Не так дав­но окон­ча­тель­но вы­те­с­нен­ные с му­зы­каль­но­го рын­ка Украи­ны пес­ни ав­то­ров-ис­пол­ни­те­лей на­чи­на­ют по­сте­пен­но во­з­рож­дать­ся. 

Меж­ду про­чим, в Аме­ри­ке это ос­нов­ной вид куль­тур­но­го про­дук­та в шоу-биз­не­се. Там му­зы­кан­ты-тан­цо­ры-ак­те­ры-ком­по­зи­то­ры-ис­пол­ни­те­ли в од­ном ли­це, как пра­ви­ло, на­ци­о­наль­ные ге­рои. Сре­ди та­ких Рэй Чарльз, Брюс Спринг­стин, Майкл Джек­сон, Сти­ви Уан­дер, Джа­стин Тим­бер­лейк, Ле­ди Га­га, но­бе­лев­ский ла­у­ре­ат и куль­то­вый му­зы­кант, пе­вец и по­эт Боб Ди­лан и дру­гие. Они со­зда­ют эко­ло­ги­че­ски чи­стый и ор­га­нич­ный твор­че­ский про­дукт. В пост­со­вет­ском про­странс­тве есть по­доб­ные, но не мно­го­чи­с­лен­ные, сре­ди них: Ан­дрей Ма­ка­ре­вич, Юрий Шев­чук, Борис Гре­бен­щи­ков, Олег Ми­тя­ев, Алек­сандр Ро­зен­ба­ум, Га­рик Кри­чев­ский... Та­ко­го сег­мен­та твор­че­ства в Украине по­ка нет. Вся на­деж­да на мо­ло­дых и та­лант­ли­вых.

Прин­цип украин­ских шоу "На­ша Ду­ня лу­ч­ше всех!" с успе­хом у нас ис­поль­зу­ет­ся про­хо­дим­ца­ми всех ма­стей. Они здесь иг­ра­ют роль ува­жа­е­мых ме­не­дже­ров, про­дю­се­ров, пев­цов, ве­ду­щих и да­же ком­по­зи­то­ров и по­этов, ко­ся­щих баб­ки на­пра­во и на­ле­во, под­дер­жи­ва­ют уве­рен­ность до­мо­ро­щен­но­го ло­ха в том, что он то­же не лы­ком шит и мо­жет все се­бе сво­бод­но вы­би­рать, но, к со­жа­ле­нию, без до­стой­но­го вы­бо­ра. 

Сце­ны за­пол­ня­ют­ся в ос­нов­ном на­ши­ми мо­ло­дя­щи­ми­ся, са­мо­де­я­тель­ны­ми тет­ка­ми в су­пер­сек­су­аль­ных на­ря­дах. Их цель – за­ве­сти на­род лю­бым спосо­бом, "шоб бы­ло гром­ко и ве­се­ло и шоб все ска­ка­ли до упа­ду". Об иг­ре и пе­нии во­прос не сто­ит, мно­гие из них ни иг­рать, ни петь не уме­ют. За­то име­ют те­ле­эфи­ры и неко­то­рые – да­же го­су­дар­ствен­ные зва­ния. Се­год­ня в украин­ском шоу-би­зе идет про­цесс при­спо­саб­ли­ва­ния яв­ной хал­ту­ры под яко­бы ори­ги­наль­ный совре­мен­ный украин­ский стиль, ко­то­рый успеш­но при­кры­ва­ет­ся внеш­ни­ми ат­ри­бу­та­ми, иде­я­ми па­т­ри­о­тиз­ма, сво­бо­дой и неза­ви­си­мо­стью и так да­лее. "Про­су­ва­ют" на ТВ и ра­дио тех, кто впо­след­ствии бу­дет за­ра­ба­ты­вать не для се­бя и стра­ны, а для тех, кто "про­су­ва­ет". 

Ко­лос­саль­ное от­ли­чие от за­пад­но­го фор­ма­та в том, что на­ши орут не сво­и­ми го­ло­са­ми, как на ми­тин­гах, пля­шут неисто­во и им­пе­ра­тив­но убеж­да­ют всех "до по­си­не­ния". В этом жут­ком ха­о­се вы­год­но от­ли­ча­ет­ся Свя­то­слав Ва­кар­чук. Ему все рав­но, где спеть, – на квар­ти­ре или ста­ди­оне, эф­фект оди­на­ко­вый – су­перк­ласс. Вы­ле­за­ют в свет SunSay, The HardKiss, по­ко­ря­ет ра­бо­то­сп­особ­ный Олег Вин­ник, ин­те­рес­ный Мо­на­тик. Из тра­ди­ци­он­ных за­слу­жи­ва­ют ува­же­ния Ру­сла­на, Джа­ма­ла, Ок­са­на Би­ло­зир. 

Учиться, учиться и еще раз учиться

Не­обыч­но то, что успеш­но су­ще­ству­ют на­ря­ду с на­зва­ны­ми и иные де­я­те­ли, мо­ло­дые и не очень, в на­шем шоу-би­зе: быв­шие спортс­ме­ны, ве­те­ри­на­ры, во­ди­те­ли, бух­гал­те­ры, охран­ни­ки, про­дав­цы и про­сто "хо­ро­шие ре­бя­та", ко­то­рые рья­но и с удо­воль­стви­ем по ка­на­лам ТВ... учат на­ших на­род­ных ар­ти­стов, как нуж­но совре­мен­но петь и так да­лее. И смех и грех... Где это ви­да­но, что­бы да­же ти­та­ны "Битлз" учи­ли бы пе­нию Лу­ча­но По­ва­рот­ти или наш "по­ю­щий рек­тор" Ми­хаил По­плав­ский да­вал со­ве­ты по во­ка­лу на­род­но­му ар­ти­сту Вла­ди­ми­ру Гриш­ко... 

Я ка­те­го­ри­че­ски про­тив то­го, что­бы на украин­ский шоу-биз­нес ока­зы­вал вли­я­ние рос­сий­ский, по­то­му что из сво­е­го опы­та знаю, что в 70-е го­ды Украи­на кру­то вли­я­ла на рос­сий­скую эст­ра­ду, осо­бен­но рок-му­зы­кан­ты. Знаю, про­ект Anna Konda прой­дет не один круг ада на­ше­го шоу-би­за, но ве­рю, что за дей­стви­тель­но та­лант­ли­вы­ми мо­ло­ды­ми ар­ти­ста­ми бу­ду­щее на­шей стра­ны. Anna Konda и по­доб­ные твор­че­ские про­дук­ты, име­ю­щие в ос­но­ве как на­ци­о­наль­ные, так и ми­ро­вые тра­ди­ции, мо­гут на­равне с за­пад­ны­ми зве­з­да­ми вер­шить ис­то­рию ев­ро­пей­ско­го и ми­ро­во­го шоу-биз­не­са. Га­стро­ли­руя в Поль­ше, Аnnа Коndа неод­но­крат­но в этом убеж­да­лась. Член-кор­ре­спон­дент НА­НУ про­фес­сор-по­ло­нист и по­эт Ро­сти­слав Ра­ды­шев­ский – со­здал сти­хи к песне "Украї­на – це Євро­па". И этот мес­седж в Ев­ро­пе ни­ко­го не удив­ля­ет, осо­бен­но то­гда, ко­гда про­из­но­сит­ся мо­ло­дой пе­ви­цей.

Ин­те­рес­но на­блю­дать, что в по­след­нее вре­мя на­ши ор­га­ни­за­то­ры кон­цер­тов все бо­лее ак­тив­но ин­те­ре­су­ют­ся: "Есть ли в твор­че­ском гар­де­робе ар­ти­стов украин­ские вы­ши­ван­ки?" Я от­ве­чаю: "Да. Ко­неч­но, но при этом есть еще очень мно­го и дру­гих, раз­ных сце­ни­че­ских ко­стю­мов". Про­шед­шие в Поль­ше с неиз­мен­ным успе­хом кон­цер­ты по­ка­за­ли, что па­т­ри­о­тизм по­ля­ков не в том, что они все по­го­лов­но ез­дят на ав­то мар­ки "По­ло­нез" и хо­дят в поль­ских на­род­ных ко­стю­мах, а дей­стви­тель­но це­нят ев­ро­пей­ские стан­дар­ты жиз­ни, про­пу­с­кая их че­рез свою уни­каль­ную поль­скую мен­таль­ность. И по­верь­те мне, оце­ни­ва­ли они АК не толь­ко че­рез ее рос­кош­ную вы­ши­ван­ку и дру­гие ко­стю­мы, а че­рез ее граж­дан­скую по­зи­цию, про­фес­си­о­наль­ные ка­че­ства, ис­тин­ный па­т­ри­о­тизм и ин­тел­ли­гент­ность.

На­по­сле­док хо­чет­ся ска­зать: да­вай­те не бра­ви­ро­вать внеш­ни­ми сим­во­ла­ми-ат­ри­бу­та­ми, а к мес­се­джу "лу­ч­ше мень­ше, да лу­ч­ше" при­ба­вим еще один, неко­гда по­пу­ляр­ный: "Учить­ся, учить­ся и еще раз учить­ся". Да­вай­те бо­роть­ся за эко­ло­гию во всем и упо­треб­лять ор­га­ни­че­ские, на­ту­раль­ные и есте­ствен­ные куль­тур­ные про­дук­ты. Да­вай­те учить­ся эти­ке от­но­ше­ний, из­бав­лять­ся от соб­ствен­но­го эго­из­ма и смот­реть даль­ше, чем те­бе поз­во­ля­ют власть пре­дер­жа­щие.