Деньги, взятые Украиной в кредит, становятся частью государственного бюджета, отметил в комментарии изданию "ГОРДОН" экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
"Любые деньги, которые страна занимает как на внешних, так и на внутренних рынках, зачисляются либо на счета Минфина либо Нацбанка. Например, $3 млрд, взятые в кредит у России, скорее всего, были зачислены на счета Минфина. Так же, как и все остальные деньги, которые заходят на счета Минфина, они растворяются. Их путь нельзя проследить, так как они заходят в общую копилку. Нельзя отследить, ушли эти деньги на какой-то проект, на зарплату бюджетникам, пенсии или в золотовалютные резервы. Это можно сравнить с тем, что когда человек получает зарплату, ему очень сложно отследить судьбу одной купюры", – сравнил экономист.
"Когда политики говорят: "Давайте посмотрим, куда делись кредитные деньги", – это требование из области фантастики", – добавил он.
По его словам, чтобы узнать, не были ли кредитные деньги выведены с помощью коррупционных схем, нужно изучить все бюджетные траты.
"Если человек знает, например, что ему нужно 100 грн на проезд, и ему хватает денег на все, кроме этого, он может занять недостающую сумму, и точно знать, что эти 100 грн потрачены на проезд. Но государственный бюджет так не работает. Правительство считает, сколько денег нужно стране, сколько не хватает. Взятые в кредит средства сливаются с бюджетными. Насколько я знаю, в других странах тоже такая схема. Для отслеживания судьбы кредитных денег законодательные изменения не помогут", – убежден он.
"Если даже исходить из коррумпированность страны, нельзя утверждать, что конкретный политик или чиновник мог украсть деньги, взятые в кредит. Они поступают на счета Минфина и если крадут, то крадут из Минфина. Надо проверять, на что тратились деньги со счетов Минфина на протяжении года. Это уже задача детективов, а не экономистов. Потенциально, наверное, это возможно, но надо проверить движение не только, допустим, этих $3 млрд, но и все траты за период, в который предположительно были украдены деньги. Какие проводки делали коммерческие банки, кто выводил деньги. Это вопрос из области расследований, например, Национальное бюро расследований могло бы взяться за такую задачу", – считает Устенко.
Кредит в размере $3 млрд был взят у России в декабре 2013 года, когда президентом Украины был Виктор Янукович.