Как голосовали
Разработанный Национальным банком Украины (НБУ) законопроект №8152 "О валюте" поступил в Раду в марте 2018 года. Инициатором выступил президент Украины Петр Порошенко. В первом чтении парламент принял законопроект 17 мая – тогда его поддержали 253 нардепа. Ко второму чтению название изменили. 21 июня Рада приняла закон "О валюте и валютных операциях" 228 голосами. Его поддержали фракции Блока Петра Порошенко, "Народного фронта", "Самопомочі" и группа "Воля народа". Против выступили "Батьківщина", Радикальная партия и Оппозиционный блок.
Фото: NationalBankUkraine / Twitter
В чем суть закона
Согласно пояснительной записке, целью закона является установление в Украине режима валютного регулирования, предусматривающего свободное проведение валютных операций, их упрощение и улучшение инвестиционного климата. Документ отменяет действующий с марта 1993 года декрет Кабинета Министров "О системе валютного регулирования и валютного контроля" и закон "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", а также вносит изменения в некоторые другие законодательные акты. В записке подчеркивается, что существующий в Украине режим валютного регулирования устарел и не соответствует современной европейской практике.
"Мы сегодня живем по декрету 25-летней давности. Суть этого временного декрета, который принимался на год, заключается в том, что все, что не разрешено, запрещено. И под этот декрет все санкции и нормативные документы заведены. Вы нарушили на один день договор и не поступила валюта – запретить всю внешнеэкономическую деятельность!" – рассказал 21 июня в ходе обсуждения законопроекта в Раде первый замглавы парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, нардеп от БПП Михаил Довбенко.
Законом предусматривается введение в Украине принципа "разрешено все, что не запрещено". Согласно документу, валютное регулирование в Украине будет основываться на таких принципах:
- свобода осуществления валютных операций;
- рискоориентированность, прозрачность, достаточность и эффективность валютного регулирования;
- самостоятельность и рыночность валютного регулирования.
Неправомерное и необоснованное вмешательство государства в валютные операции не допускается. Предусматривается, что нерезиденты имеют те же права, что и резиденты, а валютные операции проводятся без ограничений, за исключением случаев введения Нацбанком мер защиты (обязательная продажа части поступлений в иностранной валюте, установление предельных сроков расчетов по операциям экспорта и импорта товаров и другое).
В законе указано, что их регулятор может вводить "при наличии признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, ухудшения состояния платежного баланса Украины, возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности банковской и/или финансовой системы государства" на срок до шести месяцев. Если регулятор захочет продлить их, ему нужно будет получить согласие совета Нацбанка.
Глава НБУ Яков Смолий объяснил 21 июня во время обсуждения законопроекта в Раде, что право регулятора на меры защиты связано с увеличением "уязвимости экономики к различным шокам" после либерализации валютного регулирования. "В случае проблем капитал гораздо быстрее бежит из страны, если его ничего не ограничивает. Последствия понятны: девальвация гривны, ускорение инфляции, за ними – финансово-экономический кризис", – отметил он.
Что изменится
Ряд давних ограничений перестанет действовать. Для инвестирования за границу гражданам и бизнесу не нужно будет получать индивидуальные лицензии, а валютный контроль над операциями на сумму до 150 тыс. грн отменят. Кроме того, при привлечении кредитов из-за рубежа регистрировать их в НБУ гражданам и бизнесу не придется.
Закон также упрощает ведение внешнеэкономической деятельности. Отменяется граничный предельный срок расчетов по внешнеэкономическим операциям. Это означает, что экспортерам не нужно будет за 180 дней продавать экспортную выручку, а рассчитываться с контрагентами бизнес сможет в сроки, удобные ему, не опасаясь попасть под санкции.
Этим документом из закона "О внешнеэкономической деятельности" исключили ст. 37, которая предусматривала санкции против экспортеров и импортеров за нарушение валютного регулирования. Сейчас за это могут оштрафовать, применить к нарушителям индивидуальный режим лицензирования или даже временно приостановить внешнеэкономическую деятельность.
Если же Нацбанк снова введет граничный предельный срок расчетов по внешнеэкономическим операциям (в рамках мер защиты), то за нарушение предусмотрена пеня.
Когда закон вступит в силу
Сначала закон должен подписать спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий и направить его на подпись президенту. После того как документ одобрит глава государства, его опубликуют в парламентской газете "Голос України". На следующий день закон вступит в силу, но его положения начнут действовать только через семь месяцев после этого. За первые шесть месяцев переходного периода Нацбанк должен привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с законом и принять новые акты для реализации его положений. После этого регулятор обнародует эти документы, чтобы общественность успела с ними ознакомиться.
Фото: Національний банк України / Facebook
Мнения о законе
Яков Смолий, глава Национального банка Украины
Валютные ограничения будут постепенно отменены, и в конце концов бизнес и население смогут самостоятельно решать, когда и как проводить валютные операции. Действительно, это не произойдет за один день – мы будем убирать ограничения постепенно и осторожно, чтобы не поколебать финансовую стабильность. Но принятие закона дает "зеленый свет" для отмены наиболее болезненных ограничений сразу после вступления в силу. Например, по инвестированию за границу и внешнеэкономическим операциям.
Законопроект не предусматривает расширения полномочий Национального банка. Он лишь дает ему возможность своевременно и эффективно реагировать на признаки кризиса и предотвращать его развертывание независимо от его природы.
Цитата из выступления Смолия на заседании Верховной Рады
Петр Порошенко, президент Украины
Наконец в Украине заработает новый закон "О валюте и валютных операциях", который придет на замену правительственному декрету за далекий 1993 год. Главная цель закона – либерализовать эту сферу, убрать абсурдные ограничения и запреты. Этот закон создаст комфортные условия для бизнеса, позволит увеличить иностранные инвестиции в украинскую экономику, а также приблизит украинский финансовый рынок к европейскому. Имплементация закона – это экономическая свобода, пользу от которой почувствует каждый предприниматель и гражданин.
Источник: Петро Порошенко / Facebook
Александр Савченко, доктор экономических наук, ректор Международного института бизнеса, экс-замглавы НБУ
Некоторые изменения к лучшему предусмотрены, но этот закон еще нельзя считать реальной либерализацией. Для реальной либерализации надо отменить все ограничения по операциям с валютой для граждан и бизнеса и только в случае кризисных состояний, которые должны быть задекларированы официально в "Урядовому кур'єрі" или в "Голосі України", вводить только два возможных ограничения: тормозить капитальные операции до 30 дней, то есть проведение операций с покупкой, например, недвижимости, инвестиции в акции, облигации, просто пересчет денег – до 30 дней, и по торговым, по поточным операциям – до трех дней. И это должно быть только на один месяц...
Полумеры предусматриваются, но нельзя считать, что закон решит все проблемы и освободит украинский бизнес и украинцев от бюрократии.
Источник: "ГОРДОН"
Андрей Блинов, экономист, эксперт "Реанимационного пакета реформ"
О мерах защиты для НБУ. Когда будет происходить какой-то кризис – внешнеэкономический, политический, – и когда Национальный банк видит, что начинает рушиться рынок, ему главное иметь инструменты даже не в течение недели, а в течение буквально суток–двух ввести максимальное ограничение, чтобы прекратить панику. Ну и, собственно, сократить банкам разные лимиты валютные, чтобы агенты не могли раскачивать рынок. То есть мы должны понимать, что Национальный банк фактически получил право на такую волшебную кнопочку в холодильнике, которую он будет нажимать и фактически морозить ситуацию на рынке, вплоть до того, что, возможно, останавливать торги, приостанавливать операции, работу отдельных сегментов рынка – ну это уже в том случае, если будет очень жесткий вариант кризиса...
Я надеюсь, что в ближайшие годы Национальный банк не будет применять этот комплекс мер, которые там прописаны, ведь понятно, что это будет означать, что мы в каком-то кризисе находимся.
Источник: "ГОРДОН"
Сергей Фурса, инвестиционный банкир, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital
Закон о валюте станет вторым после закона о номинальном держателе важным шагом на пути интеграции Украины в мировые рынки капитала. И это прекрасно. Мы идем учиться плавать в большом море, позволяя себе выйти из бассейна.
Это будет не простой путь. Он будет полон ошибок. Потому что это новый путь для страны. Хорошо то, что ничего страшного на этом пути нет, его уже прошли все цивилизованные страны. Плохо, что мы идем по нему так поздно. Ведь потерянного времени не вернешь. И сейчас важно понимать, что ошибки, которые нас ждут на этом пути, достойны снисхождения, ведь это ошибки роста. Их невозможно избежать в неидеальном мире. И также очевидно, что ребенок, встав в первый раз на ноги, скоро упадет, но только чтобы потом подняться, также и очевидно, что, идя по пути либерализации, мы будем набивать себе шишки.
Но это не значит, что либерализация – это плохо. Это лишь значит, что мы должны были пройти все это гораздо раньше. И основной ошибкой, которую прощать нельзя, есть сохранение старых правил игры и схем. Это слишком дорого стоит нашей экономике. Стоит не потерями, убытками, которые можно показать. Нет. Стоит упущенной прибылью. Возможностями, которые мы так и не увидели.
Источник: Sergey Fursa / Facebook
Роман Сульжик, экс-банкир JP Morgan, Deutsche Bank
Это важный, и только первый шаг к созданию экономической свободы у нас в стране. Меня многие спрашивают – что изменится, как быстро? И я отвечаю – зависит от компетенции Нацбанка, а так же от политической воли президента. Если он скажет НБУ дать нам свободу, уверен – руководство НБУ прислушается.
Мы всегда жили в экономическом концлагере, потому что в декрете о валюте было так написано. Теперь у нас в законе о валюте написано, что можно жить свободно, не обязательно спать в бараках и ходить строем.
Но – правила нашего лагеря все равно пишет Нацбанк! Им дано право дать некоторую свободу, но также есть и возможность в любой момент всех согнать на построение. Будут у нас правила концлагеря или курорта теперь зависит только от них.
Источник: Roman Sulzhyk / Facebook
Мария Репко, замдиректора Центра экономической стратегии
Нацбанк смог отстоять ключевые позиции, за которые он ратовал. Я изначально говорила, что это будет не самый лучший исход для рынка, – к сожалению, так и получилось. Нужно еще дождаться итогового текста документа, но судя по предварительным параметрам закона, либерализация будет зависеть не от норм законодательства, а от воли НБУ. Если он захочет, рынок станет действительно свободным, если нет – мы и дальше будем вечно бояться оттока капитала и плескаться в своем "постсоветском бассейне".
Безусловно, есть и позитив: НБУ получил возможность быстро реагировать на кризисы, оперативно влиять на ситуацию на валютном рынке. Но здесь скрыта и обратная сторона медали: как показывает практика, Нацбанк очень медленно отказывается от ограничений, заставляя рынок адаптироваться к ним в постоянном страхе, что завтра условия снова могут ужесточиться.
Хотя, конечно, сам дух закона дает нам все возможности для того, чтобы стать полноправным участником глобального финансового рынка.
Источник: ЛіІГАБізнесІнформ