СНБО еще в 2017 году запретил разработчику 1C продавать свои продукты в Украине. В 2020 году он расширил санкционный список и добавил в него продукты BAS и UA-Бюджет, которые создали на основе 1С, чтобы обойти санкции. Однако только с начала полномасштабной войны в Prozorro осуществили закупки этого ПО на более чем 6 млн грн.
Еще 5,5 млн грн потратили на KBS – программу, имеющую идентичный интерфейс и структуру с UA-Бюджет.
Дополнительно на 4,3 млн грн заказчики купили сопровождение программы УБС (Украинская бухгалтерская система). Бухгалтеры отмечают ее сходство с российской "Парус", которая также находится под санкциями.
Как отмечала год назад редакция DOU, некоторые украинские компании не готовы отказываться от систем 1C, BAS, UA-Бюджет, KBS и других, потому что не хотят перестраивать выстроенные бизнес-процессы, имеют уже оплаченную лицензию на определенное время вперед, а стоимость перехода на новый продукт достаточно высокая.
Например, бухгалтер КП "Хмельницкий городской центр ПМСП №1" Ольга Домбровская отметила, что не видела других заменителей 1С, кроме KBS и BAS. При этом последний для нее более удобен. Именно этот продукт медучреждение приобрело в апреле 2023 года.
"По закону заказчик обязан отклонить тендерное предложение участника, если он или его конечный бенефициар, член или акционер попали под санкции. Если заказчик этого не сделает, то может получить от 25,5 тыс. до 51 тыс. грн штрафа. Выявлять такие правонарушения должна Госаудитслужба", – объясняет юридический советник Transparency International Ukraine Анна Куц.
Еще в марте 2022 года сервис Opendatabot и агентство интернет-маркетинга Netpeak создали перечень украинских и мировых компаний, которыми можно безопасно заменить программы российского происхождения. В начале 2023-го его несколько обновили и дополнили.