$41.31 €42.99
menu closed
menu open
weather -2 Киев
languages

Хватит оглядываться на Путина или "Геть від Москви!" G

Хватит оглядываться на Путина или "Геть від Москви!" В российском Центре управления обороной. 23 декабря 2014 года
Фото: EPA
Отмена внеблокового статуса не испортит отношения Украины и России, потому что хуже они стать уже не могут, уверен колумнист издания "ГОРДОН" Евгений Кузьменко. Стоит ли бояться "разъяренного Путина" и что дает Украине шаг в направлении НАТО, размышляет автор в своей новой статье.

Когда вчера в парламенте нардепы от оппозиции пытались втолковать автору этих слов, что отказ от внеблокового статуса "еще больше разъярит Путина и усугубит конфликт", мне, человеку флегматичному и сдержанному, хотелось покрутить пальцем у виска.

Потому что, во-первых, о каком конфликте идет речь? Есть война, и Украина с Россией на этой войне воюют друг против друга. А то, что параллельно ведутся переговоры, идет обмен пленными, музыканты из обеих стран ездят на гастроли друг к другу, не прекращается торговля, – что ж, бывают в наше время и такие войны. Большая политика – это в первую очередь большая ложь и, слава Богу, лишь время от времени – большая кровь.

Отмена внеблокового статуса – это и крик о помощи, и расширение круга возможностей

С "разъяренным Путиным" отдельная история. Уж сколько было сказано о том, что умиротворение агрессора только разжигает его аппетит. Господа из ближайшего окружения Гитлера рассказывали позже в своих мемуарах об уничижительных ремарках, которые он отпускал в адрес государств, смиренно запросивших мира у нацистской Германии. И я не удивлюсь, если выяснится, что за ужином фюрер весело говорил советскому министру иностранных дел Молотову: "Далась вам эта Британия… хотите, я возьму Лондон в две недели?"

Как изменятся отношения Украины и России после отмены внеблокового статуса? Ответ очевиден: лучше они точно не станут, а хуже стать не могут по определению. Если, конечно, мы говорим об отношениях, а не о бесконечном потоке взаимных обвинений.

Для Украины отмена внеблокового статуса – это внятный сигнал всему миру: мы не только декларируем поиск союзников в войне с Москвой, мы на деле занимаемся таким поиском. Ну, или по крайней мере делаем заметный шаг в этом направлении. А то, честно говоря, стыдно было все этим месяцы слушать западных дипломатов, которые в неофициальных беседах с тонкой грустной улыбкой говорили одно: "Но ведь ваша страна, кажется, делает в борьбе с Путиным далеко не все из того, что могла бы сделать… Почему же вы упрекаете нас в бездействии?"

Отмена внеблокового статуса – это и крик о помощи, и расширение круга возможностей. "Геть від Москви", – сформулировал когда-то Микола Хвильовий, и еще никогда он не был так прав. И речь идет не только о стремлении в НАТО и военной помощи из США. Немало стран Восточной и Центральной Европы напуганы экспансией Путина и готовы сотрудничать в сфере безопасности. И эти страны мало волнует то обстоятельство, что антикремлевский блок "еще больше разъярит Путина". Они твердо знают: оградить себя от нападения русского медведя можно, лишь непрерывно скаля зубы. Иначе, в полном соответствии с цветастой метафорой Владимира Владимировича, тебя посчитают "поросенком" и будут гонять по твоей же территории, для удобства окрестив ее "тайгой".

Нет, ну есть, конечно, исключения: премьер Венгрии Виктор Орбан, к примеру, жалуется, что "Вашингтон стремится втянуть ЕС в конфликт вокруг Украины, который может для нас плохо закончиться". О том, что этот конфликт может плохо закончиться для соседа Венгрии – независимой Украины, – г-н Орбан почему-то не подумал; ну, и "Йоббик" с ним…

Рано или поздно люди в России начнут интересоваться разгадкой следующей дилеммы: "Ну почему, почему нас никто не любит?"

Ну а что подумал об отмене Украиной внеблокового статуса Владимир Путин, гадать не нужно: Владимир Владимирович в ярости. Во-первых, вместо того, чтобы отдаляться от границ России, "кровавый блок НАТО", напротив, придвигается – пускай пока и в контурах, на уровне намерений. Параноидально-подозрительного Путина это должно вывести из себя, даже несмотря на то, что умом он понимает: от деклараций до вступления в Североатлантический альянс – длинный извилистый путь…

И еще один вопрос должен мучить самолюбивого Владимира Владимировича. Как объяснить рядовому россиянину, отчего встающая с колен Российская империя один за другим теряет союзников? Уходят в объятия Соединенных Штатов Украина и Куба, теперь вот Казахстан с Беларусью изображают желание сыграть партию где-нибудь на стороне. Можно, конечно, держать огромную страну в состоянии постоянной истерики; можно вбивать соотечественникам в голову, что доверять нельзя никому, вокруг одни враги. Но рано или поздно люди начнут интересоваться разгадкой следующей дилеммы: "Ну почему, почему нас никто не любит?"

Дружного поиска ответа на этот логичный вопрос и боится президент России. А нам, украинцам, не стоит думать, что очередной виток ухудшения отношений с Москвой может быть связан с тем, чтобы мы отказались от внеблокового статуса. Нет, все случится только потому, что на нынешнем временном отрезке слова "Путин" и "лучше" – понятия несопоставимые.