Без согласия жителей города не должны переименовывать, сказал в комментарии "ГОРДОН" председатель Ассоциации еврейских организаций и общин Украины, член наблюдательного совета Украинского Хельсинкского союза по правам человека Иосиф Зисельс .
"Не уверен, что без решения местной общины можно переименовывать города. Но вы видели за последние 23 года хотя бы один закон, который выполняется во всей его полноте, именно так, как он был написан? Мы живем в пространстве, где законы не для того, чтобы их исполнять. Законам люди не подчиняются, законы люди не уважают, законы люди не исполняют. Они используют законы для достижения каких-то своих целей. Я не думаю, что без согласия жителей города будут город переименовывать. Это должно быть без истерик, а в спокойном обсуждении. И не думаю, что без согласия громады это можно будет сделать. Тогда мы получим дополнительные негативные эффекты, которых и так хватает", – сообщил Зисельс.
В стране идет столкновение двух цивилизаций, поэтому думать о том, к каким последствиям приведет запрет коммунистической символики несколько некорректно, считает он.
"Есть один роман, в котором герой в молодости добивается одной графини, она ему отказывает, он переворачивает весь мир, завоевывает всю Европу, и когда эта графиня уже готова ему сдаться, оказывается, что она – пожилая женщина и ему уже не нужна. Так и с этим. Мы сейчас живем в такое бурное время, у нас идет война, причем не просто между сепаратистами и украинцами, а война двух цивилизаций – европейской и евразийской. Это настолько мощное столкновение, что думать, к каким последствиям приведет запрет символики, мне кажется, некорректно. Я не думаю, что это приведет к каким-то серьезным последствиям, к позитивным или к негативным", – заявил Зисельс.
Однако, по его мнению, для многих людей, пострадавших от режима, это решение будет важным.
"Я еще не осмыслил как-то последствий вчерашних решений. Я мечтал об этом много лет назад, поскольку был диссидентом и сидел в тюрьме в советское время за политическую деятельность, но прошло уже более чем 20 лет. Хотя для многих людей, для кого жизнь была борьбой с коммунистической системой, это очень важно, чтобы наконец-то хоть в конце жизни получить удовлетворение от того, что эти человеконенавистнические идеологии упразднены и под запретом", – сказал эксперт.
Меду тем, по его словам, в принятом законе много неточностей, которые нужно исправлять.
"Восток плохо знает, что такое УПА, и Запад плохо знает, что такое УПА. Это было давно. Столько мифов позитивных и негативных в Советское время было раскручено. Сама аббревиатура ОУН-УПА через черточку, которую создала советская идеология, не существовала в природе никогда. В законе очень много путаницы – терминологической, фактической, грамматической. Прежде чем был принят этот закон, я как раз собирался внести исправления. Я уже достаточно старый человек, чтобы знать, как называлось в действительности. Там перепутаны названия организаций. В истории нет такой организации "ОУН". Есть "ОУН" одна, есть "ОУН" вторая, есть "ОУН" третья – есть три "ОУН", – заявил Зисельс.
"Поживем – увидим. Очень мало последствий было от других законов, думаю, также будет с этими. Кто-то их использует для очередных сепаратистских настроений, кто-то наоборот использует для доминирования проевропейских настроений. В итоге все равно все сложится и обратится в ноль", – подытожил он.
Что изменится в Украине после запрета коммунистической символики и пропаганды?
9 апреля Верховная Рада одобрила закон, признающий коммунистический режим 1917–1991 годов преступным и запрещающий символику коммунизма.
В принятом законе про осуждение коммунистического режима содержится норма о переименовании населенных пунктов, которые названы в честь деятелей коммунистической эпохи.