"Я не буду скрывать, что одним из краткосрочных практических последствий для Украины в ситуации, которая складывается вокруг Гренландии, может стать более сложный процесс поощрения к участию в PURL европейских стран – членов НАТО. Прежде всего стран, которые имеют наибольшие финансовые возможности сделать вклад", – проинформировала посол.
По словам Гетьманчук, есть три страны, которые сделали наибольшие взносы в программу PURL с момента ее запуска: Норвегия, Нидерланды и Германия.
Все они заняли наиболее четкую позицию по поддержке Дании на фоне заявлений США о контроле над Гренландией (датская автономия).
При этом и сама Дания – важный участник PURL, добавила Гетьманчук.
Она отметила, что Украина должна объяснять европейским партнерам, что попытки "наказать США", отказываясь финансировать закупки американского оружия через PURL, на самом деле будет наказанием Украины, которая критически нуждается в средствах ПВО, особенно – в ракетах к системам Patriot и NASAMS.
"Также, учитывая трансатлантическое напряжение, если раньше мы говорили о распределении финансового бремени между странами – членами НАТО, то сегодня мы также говорим о распределении финансового бремени между всеми партнерами Украины", – подчеркнула посол при Альянсе.
Гетьманчук сообщила, что из неевропейских партнеров Украины взносы в PURL сделали Австралия и Новая Зеландия.
Украина сейчас активнее работает со странами, которые не являются членами НАТО, но также могли бы сделать взносы в PURL.
"В связи с событиями вокруг Гренландии фокус именно на эти страны увеличивается. И в целом происходит определенный процесс переосмысления, как будет работать эта программа в 2026 году. Но она остается одной из приоритетных для нас и для НАТО", – резюмировала Гетьманчук.