"Я навсегда усвоил этот урок". Кучма рассказал о самом тревожном для него моменте Оранжевой революции

"Я навсегда усвоил этот урок". Кучма рассказал о самом тревожном для него моменте Оранжевой революции Кучма: Даже если предположить, что последствия Майдана будут полностью положительными, все равно в момент, когда он происходит, государство неизбежно ослабляется
Фото: Сергей Крылатов / Gordonua.com

Леонид Кучма в интервью "Интерфакс-Украина", которое вышло 29 октября, заявил, что во времена своего президентства недооценивал динамику общественных процессов в Украине.

"Я признаю, что в свое время Майдан стал для меня неожиданностью. Уделяя основное внимание экономике, я недооценивал динамику общественных процессов. Я думал, что если в стране хорошая экономическая ситуация и все в порядке с политическими свободами (а ведь было именно так), то у людей нет оснований для недовольства. Повторюсь, я недооценил уровень запроса зрелого, рефлексирующего общества, сложившегося в Украине за годы моего президентства", – сказал он, продолжая мысль о том, что для власти важно предотвращать поляризацию и расколы в обществе больше, чем предотвращать протесты против нее самой.

По словам Кучмы, самым тревожным для него моментом Оранжевой революции 2004 года стал ноябрьский день, когда Партия регионов свозила в Киев своих сторонников, "чтобы имитировать "Майдан наоборот".

"Обычно они не передвигались дальше железнодорожного вокзала и, помитинговав, возвращались домой. Но однажды [тогдашний кандидат в президенты Виктор] Янукович, выступая на очередном митинге, призвал своих сторонников идти разблокировать государственные учреждения и разбираться со стоящими там "оранжевыми". И толпа "гостей столицы", разогретых не только пламенными речами Януковича, двинула в сторону Майдана. Когда я узнал об этом, я мгновенно и навсегда осознал разницу между Майданом и гражданским противостоянием", – добавил экс-президент.

Кучма говорит, что был уверен, что существенных столкновений между участниками Майдана и силовиками не будет, потому что он "отдал четкий приказ о том, что сила против митингующих применяться не может".

"Но я ничего не мог гарантировать в случае, если бы "донецкие" все-таки дошли до Майдана. Вот в чем разница: власть может регулировать майданы, сдерживая себя (к сожалению, не всегда, как показал 2014 год), потому что она является действующим лицом этого конфликта. А повлиять на конфликты внутри общества, когда они уже разгорелись, ей гораздо труднее, – добавил он. – В тот день я применил все рычаги, чтобы как можно быстрее остановить агрессивную толпу и вернуть ее на вокзал. Я навсегда усвоил тот урок".

Война, как надеется Кучма, сделала украинское общество еще более зрелым и ответственным.

"Оно осознало жизненную необходимость собственного сильного государства, какие бы счета к нему оно ни выставляло. Не для того наши люди с первых часов российского нашествия шли на фронт и в тероборону, не для того они сегодня отдают чуть ли не последнее на сборы для войска, чтобы завтра собственными руками поставить под угрозу то, что защищают. Ведь даже если предположить, что последствия Майдана будут полностью положительными, все равно в момент, когда он происходит, государство неизбежно ослабляется. Россия уже воспользовалась этим в 2014 году и, безусловно, в случае повторения сделает все, чтобы нанести нам самый мощный удар. Поэтому надеюсь, и у власти, и у общества хватит мудрости и инстинкта выживания, чтобы не допустить новых майданов", – подытожил экс-президент.

Контекст

21 ноября 2004 года Центральная избирательная комиссия Украины объявила предварительные итоги второго тура президентских выборов, согласно которым с преимуществом в 3% победил Янукович. После этого в Украине начались массовые протесты, известные под названием Оранжевая революция. Верховный Суд Украины признал итоги голосования во втором туре сфальсифицированными и принял решение повторно провести голосование. В итоге победу на президентских выборах 2004 года одержал Виктор Ющенко.

Как читать "ГОРДОН" на временно оккупированных территориях Читать