Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил на международной конференции "Уголовный процессуальный кодекс Украины: проблемы применения и перспективы совершенствования", что поддерживает передачу функций следствия в отношении высших чиновников от ГПУ следователям Государственного бюро расследований, передает корреспондент "ГОРДОН".
"Финальным ударом по советской, тоталитарной, репрессивной модели ГПУ стало упразднение функций следствия в ГПУ. Я глубоко убежден, что это правильно. Теперь Генпрокуратура должна сконцентрироваться на своих основных конституционных функциях", – сказал Луценко.
По его словам, такие функции – это процессуальное руководство, представительство в судах, поддержка обвинения.
Луценко также поблагодарил тех, кто пять лет назад был привлечен к написанию Уголовного процессуального кодекса Украины. "Он действительно был прорывом к европейским стандартам", – заявил Луценко.
В то же время генпрокурор подчеркнул, что на практике существует много проблем с применением кодекса.
С 20 ноября 2017 года Генеральная прокуратура Украины утратила право начинать расследования, согласно п. 1 Заключительных положений Уголовного процессуального кодекса.
Прокуратура имела право расследовать преступления, подследственные Государственному бюро расследований (ГБР), не дольше пяти лет со дня вступления в силу УПК 19 ноября 2012 года.
Закон о Государственном бюро расследований принят Верховной Радой 12 ноября 2015 года и является частью так называемого пакета безвизовых законов. Президент подписал его в январе 2016 года, а 1 марта закон вступил в силу.
16 ноября конкурсная комиссия избрала Романа Трубу директором Государственного бюро расследований, Ольгу Варченко – первым заместителем главы ГБР, а Александра Буряка – замдиректора бюро.
20 ноября начальник департамента специальных расследований ГПУ Сергей Горбатюк заявил, что Верховная Рада как можно скорее должна урегулировать на законодательном уровне вопрос с подследственностью уголовных производств в отношении высших чиновников, так как ГБР пока не начало на практике свою работу. По словам Горбатюка, работа ГПУ оказалась парализована.