Ранее цитировавшие Меркель журналисты Daily Mail и Bild написали, что она косвенно обвинила в начале полномасштабного российского вторжения Польшу и страны Балтии, которые якобы "заблокировали" предложенный ею в 2021 году формат диалога между Европейским союзом и Россией о войне в Украине.
Сначала польские, а затем и литовские политики отреагировали на это. Глава комитета по иностранным делам Сейма Ремигиюс Мотузас подчеркнул, что слова Меркель нельзя считать официальной позицией Германии. Он отметил, что отношения Европы с Москвой были напряженными задолго до 2021 года и что Крым был оккупирован еще в 2014 году.
Его заместитель Жигимантас Павильонис был более резким в своих комментариях, предположив, что "Меркель идет на уступки [нелегитимному президенту России Владимиру] Путину". По его словам, из-за "давней традиции уступчивости Путину", которую якобы продолжает экс-канцлер, "российские танки сейчас как в Грузии, так и в Украине". Он предположил, если "эта линия будет продолжена", то российские танки будут также "где-то на пути в Берлин и на наших территориях". Павильонис также предположил, что заявления Меркель связаны с внутренней политикой Германии. Он считает, что канцлеру Германии Фридриху Мерцу тяжело проводить новую внешнюю политику, он, вероятно, теряет рейтинги, поэтому "Меркель пользуется этой ситуацией и пытается вызвать "волну тех, кто любит россиян, тех, кто любит Путина, против Мерца".
В то же время журналисты DW, прослушавшие полное интервью Меркель Partizán, отмечают, что в целом в нем она не сказала ничего нового. Меркель говорила о силе дипломатии и о том, что в подходе к стране-агрессору России нужно применять не только силовое сдерживание. В DW подчеркнули, что бывший канцлер не упоминала о том, что контакты с Путиным до полномасштабной войны были, к тому же на самом высоком уровне, в частности в июне 2021 года, когда состоялся его саммит с тогдашним президентом США Джо Байденом.
СМИ подчеркнуло, что во время интервью Меркель несколько раз возложила ответственность за войну на Россию. Также они разобрали фрагмент интервью, вызвавший наибольший резонанс. Меркель сказала, что в июне 2021 года почувствовала, что Путин "больше не воспринимает серьезно Минские соглашения", поэтому предложила "новый формат", чтобы ЕС "говорил с Путиным напрямую". То есть она имела в виду возобновление саммитов между ЕС и Россией, которые не проводили с 2014 года. Экс-канцлер сказала, что эту идею на саммите ЕС озвучили она и президент Франции Эммануэль Макрон, но "некоторые это не поддержали, это были прежде всего страны Балтии, но и Польша была против".
СМИ обратил внимание, что Меркель прямо не говорила, что войны можно было избежать. По мнению журналистов DW, своими высказываниями она могла иметь в виду, что новый формат переговоров с Путиным мог быть шансом не допустить войну. Но насколько он был реальным, неясно. Слов о "части вины", лежащей на других странах, как отмечает DW, в ее интервью нет, это интерпретация журналиста Bild. Его статья вышла под названием "Меркель возложила на Польшу часть вины за войну Путина". В подзаголовке автор публикации упомянул также страны Балтии, отметив, что речь идет о "косвенном" обвинении.