Решения о введении санкций против экс-чиновников должны приниматься правоохранительными и судебными органами, а не Верховной Радой. Такое мнение изданию "ГОРДОН" выразил донецкий журналист, президент Центра исследований социальных перспектив Донбасса, главный редактор интернет-издания "ОстроВ" Сергей Гармаш, комментируя проваленное парламентом голосование за постановление о санкциях против экс-президента Украины Виктора Януковича и ряда других экс-чиновников.
"Почему Рада провалила введение персональных санкций против Януковича и его чиновников? С юридической точки зрения документ очень сомнителен, неясно, кто оценивал причастность этих людей к нарушению суверенитета и территориальной целостности Украины. Подобные решения должны приниматься на уровне правоохранительных и судебных органов. Скорее всего, это было политическое голосование: кто-то хотел посмотреть, как проявят себя нардепы", – отметил Гармаш.
По его словам, сейчас нет правовых оснований для внесения бизнесмена Рината Ахметова в санкционный список.
"Почему в списке нет Ахметова? Думаю, Ляшко (лидер Радикальной партии Олег Ляшко. – "ГОРДОН") настоял, иначе бы не поставил свое имя как одного из авторов проекта постановления, а Радикальная партия бы не проголосовала. Но вот зачем "Народный фронт" сам себя подставил, не понятно, похоже на операцию по выявлению своих политических противников внутри фракции. Я очень негативно отношусь к Ахметову, он – упырь и кровопийца Донбасса. Но даже я считаю, что юридически внести его в этот список невозможно, нет доказательств его причастности к терроризму", – подчеркнул журналист.
По его мнению, бизнесмен Дмитрий Фирташ оказался в санкционном списке потому, что не находится в Украине.
"Почему Фирташ, в отличие от Ахметова, попал в санкционный список? Фирташ в изгнании, а Ахметов – действующий персонаж украинской политики, фактически бизнес-партнер Порошенко (президент Украины Петр Порошенко. – "ГОРДОН"), даже жена президента на телеканале "Украина" программу выпускает. Плюс часть Оппоблока, контролируемая Ахметовым, отстаивает в парламенте интересы Порошенко. При нынешней власти Ахметову вряд ли грозит даже попадание в санкционные списки. Авторы проекта постановления прекрасно понимали: документ через парламент не пройдет. Но политики ничего не делают без оглядки на то, как это можно использовать в игре с электоратом. Приблизятся выборы – и это провальное голосование все вспомнят", – резюмировал Гармаш.
На заседании 18 мая Верховная Рада не смогла принять проект постановления №5350 о санкциях против экс-президента Украины Виктора Януковича и ряда экс-чиновников. За него проголосовали 202 парламентария из 226 необходимых. Издание "ГОРДОН" опубликовало результаты поименного голосования за документ.
Впервые Киев ввел санкции против 105 компаний и 388 граждан, причастных к российской агрессии, в 2015 году – через год после того, как аналогичные меры применили США и ЕС. 17 октября 2016 года президент Украины Петр Порошенко продлил прежние (из перечня исключили 41 физическое лицо и одну компанию) и утвердил дополнительные санкции против 335 физических и 167 юридических лиц.
15 мая 2017 года Порошенко утвердил новые санкции. В обновленных списках значатся 468 юридических лиц и 1228 физических лиц.