"Союзники по НАТО должны решать, как именно членство должно применяться или работать для Украины, но мы все это осознаем. Конечно, если мы говорим, что единственный способ для Украины стать членом – это окончание войны и полный контроль над всей украинской территорией, тогда мы даем [нелегитимному] президенту [РФ Владимиру] Путину все стимулы просто найти способ продолжать войну", – сказал он.
Генсек НАТО считает, что длительный и справедливый мир для Украины могут обеспечить гарантии безопасности от НАТО.
"Украинцам решать, каковы условия для переговоров и каковы условия для приемлемого решения. Но если будут договоренности о новом порядке, то, конечно, нужно сделать так, чтобы война на этом действительно прекратилась", – подчеркнул Столтенберг.
Он напомнил о начале российской агрессии против Украины в 2014 году и подписании в 2015 году Минских соглашений и договоренности о прекращении огня, которые РФ нарушила, "ждала семь лет и затем начала полномасштабное вторжение".
"Так что на этот раз мы не можем иметь "Минск-3", новый порядок, который Россия не уважает, а лишь дает ей некоторую паузу для перегруппировки и возобновления новых атак. Итак, на этот раз нам нужно убедиться, что когда мы о чем-то соглашаемся, это должен быть конец, на этом это должно прекратиться", – сказал генсек НАТО.
По его мнению, будущие украинские силы следует вооружить, чтобы они могли сдерживать дальнейшую российскую агрессию.
"Мы также должны предоставить гарантии безопасности, которые являются надежными. Конечно, самой надежной гарантией безопасности будет членство в НАТО в нашем пункте о коллективной обороне, ст. 5. Так что я верю, что членство в НАТО может стать способом обеспечения крепкого мира для Украины и что война действительно на этом прекратится", – подчеркнул Столтенберг.
Журналистка спросила, может ли Украина стать членом НАТО "по частям", как это было с Германией (в свое время она была разделена на ФРГ и ГДР).
"Это решают союзники по НАТО. У нас есть возможность решать, если мы того хотим. Поэтому, опять-таки, я считаю, что это может быть способом гарантировать, что когда между Россией и Украиной будет достигнуто определенное соглашение, на этом это прекратится. И опять-таки, Украина сама будет решать, что приемлемо. Конечно, союзники по НАТО решают, могут ли гарантии ст. 5 применяться к частям украинской территории", – ответил он.