"Мы выразили нашу обеспокоенность. Мы видим, что украинское правительство приняло меры. Мы приветствуем эти действия", – заявил Мерсье.
Он добавил, что Еврокомиссия работает с украинскими властями, чтобы убедиться, что беспокойства касательно борьбы с коррупцией действительно должным образом учтены.
"Мы, безусловно, понимаем, что украинская власть выбрала новый подход, предложила новый план действий или закон. Мы приветствуем тот факт, что украинское правительство действует, и мы работаем с ним, чтобы убедиться, что наши замечания, которые были четко изложены вчера и позавчера, действительно приняты во внимание", – подчеркнул спикер Еврокомиссии.
Контекст
22 июля украинский парламент принял законопроект №12414, предусматривающий расширение полномочий генпрокурора, в частности относительно уголовных производств, которыми занимаются НАБУ и САП. Закон в тот же день подписал президент Украины Владимир Зеленский. Документ опубликовали в официальном издании Верховной Рады, он уже вступил в силу.
Антикоррупционные органы предупреждали, что закон дает генпрокурору Украины доступ ко всем делам НАБУ, он будет иметь право давать указания детективам, сможет закрывать расследования по требованию стороны защиты и т.д. В САП и НАБУ утверждают, что в текст законопроекта в последний момент внесли правки, которые "фактически уничтожают независимость" САП и НАБУ.
Вечером 22 июля в ряде городов Украины начались акции протеста против закона.
23 июля американские сенаторы Линдси Грэм (республиканец) и Джин Шахин (демократ) призвали правительство Украины не подрывать прогресс в антикоррупционной сфере. В тот же день еврокомиссар по экономическим вопросам Валдис Домбровскис в комментарии Financial Times заявлял, что финансовая помощь Украине зависит от дальнейших событий касательно НАБУ и САП.
Депутат Европарламента от партии "Зеленые" Даниэль Фройнд сказал Spiegel, что Киев поставил под угрозу дальнейшую помощь Украине и ее вступление в ЕС.
Зеленский объявил 24 июля, что согласовал законопроект, который, по его словам, "гарантирует реальное укрепление системы правопорядка в Украине, независимость антикоррупционных органов, а также надежную защиту системы правопорядка от любого российского влияния или вмешательства".