Ведущий спросил Зеленского, приблизился ли он к позитивному решению о дальнобойности для Украины после встреч с президентом США Джо Байденом и кандидатами в президенты Соединенных Штатов Камалой Харрис и Дональдом Трампом.
"Мы ведем диалог. Но это важно, поскольку мы хотим использовать его [оружие] только по военным целям. Американцам очень важно знать, что мы говорим именно о военных целях", – ответил глава Украинского государства.
Ведущий переспросил, приблизилась ли Украина к получению такого разрешения.
"Да. Мы начали работать. Мы взяли план с всеми подробностями и передали этот план Байдену, да. Мы поделились некоторыми идеями относительно этого с Камалой и Дональдом, – рассказал Зеленский. – Сейчас у меня нет каких-то скептических настроений на этот счет. Я настроен более позитивно, но увидим. Знаете, пока это не зависит от нас. Мы сделали свою работу".
Контекст
Зеленский неоднократно отмечал, что нужны "дальнобойные решения", в том числе против аэродромов, на которых базируются военные самолеты, которые страна-агрессор РФ применяет для атак корректируемыми авиабомбами.
По словам президента Украины, вопрос ударов дальнобойным западным оружием по территории России зависит от США, Великобритании, Франции и Германии, поскольку они имеют "подходящие инструменты, которые можно задействовать". Но получить нужно не только разрешение, но и дальнобойное оружие, добавил президент 2 сентября.
12 сентября нелегитимный российский президент Владимир Путин заявил, что вероятные удары по территории РФ дальнобойным западным оружием будут означать, что НАТО "напрямую" вступает в войну.
В тот же день СМИ сообщили, что США могут позволить Украине использовать для ударов вглубь РФ британские и французские ракеты Storm Shadow / SCALP EG, но не свои дальнобойные ракеты ATACMS.
По данным Reuters, Украина изначально просила у США разрешения использовать дальнобойные ракеты ATACMS для поражения авиабаз на территории РФ, однако теперь хочет применять их для ударов по российским военным командным центрам, складам топлива и вооружения, а также по местам сосредоточения войск.
25 сентября Путин заявил, что расширил условия для применения ядерного оружия. В частности, агрессию против России со стороны любого неядерного государства, но при участии или при поддержке ядерного государства предложили рассматривать как их совместное нападение на РФ.