"Такая проблема действительно существует. В течение прошлого года наблюдался рост более чем вдвое количества уголовных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. Распространены факты сбыта несовершеннолетними наркотических средств через Telegram-каналы, через так называемые закладки", – рассказал замгенпрокурора.
Мамедов отметил, что в таких случаях к уголовной ответственности привлекаются несовершеннолетние, а тех, кто их вовлек, часто не находят.
В частности, он рассказал, как в Донецкой области несовершеннолетний через Telegram-канал заказал наркотическое средство, перечислив через терминал самообслуживания деньги, а через некоторое время получил сообщение с координатами местонахождения "закладки". Правоохранители знают данные счета и номер телефона, однако распространители не установлены.
Другой инцидент случился в Волынской области. Там несовершеннолетняя через тот же Telegram приобрела психотропное вещество в больших размерах и получила его через "Новую почту". Правоохранители смогли установить только получателя.
Замгенпрокурора напомнил, что ответственность за такие действия наступает с 16 лет. Таким образом, дети, не достигшие 16-летнего возраста, не несут уголовной ответственности за совершение уголовных преступлений в сфере оборота наркотиков.
"Но в то же время Уголовным и Уголовным процессуальным кодексами предусмотрены принудительные меры воспитательного характера к детям с 11 лет, если ими совершаются общественно опасные правонарушения. К сожалению, факты использования детей младше 11 лет в распространении наркотиков имеют место. У них еще отсутствует критическое мышление и понимание того, что это незаконно. А дилеры, подкупая детей парой десятков гривен, делают свое дело", – подчеркнул он.
К таким детям, по словам Мамедова, соцслужбы должны применять индивидуальные профилактические меры для предотвращения совершения уголовных преступлений.