Сейчас в Украине есть необходимость реформирования и народный мандат на изменения, но нет никакого понимания того, что смысл этого изменения – в демократии и экономике равных возможностей, написал украинский журналист Виталий Портников в колонке на сайте "Контракты.UA".
"Именно поэтому не исключено, что ситуация будет развиваться по российскому сценарию 90-х. Более того, думаю что наши 90-е уже наступили. Нужны лишь последние штрихи, связанные с обновлением элиты – и на место людей, выдвинутых Майданом или связанных с ним, придут настоящие циничные и беспардонные хищники – “новые люди”, которые смогут осуществить корпоративные преобразования и закрепиться у властных рычагов. И если этим людям повезет – как повезло Путину (президент РФ Владимир Путин. – "ГОРДОН") и его окружению – и экономическая конъюнктура будет благоприятной для Украины – то на украинской демократии и экономике равного шанса тоже будет поставлен жирный крест", – отметил он.
Журналист считает, что опыт реформ одного из основных идеологов экономических изменений начала 1990-х в России Егора Гайдара важен для Украины: "В стране на долгие годы воцарится автократический режим псевдопатриотического толка, умеренно антизападный и фальшиво антироссийский. А украинцы, как до этого россияне, променяют свои права и перспективы на возможность хотя бы несколько десятилетий – до следующего краха – пожить по-человечески. Так что о юбилее гайдаровских реформ стоит размышлять не россиянам – они уже свою лодку утопили. Об этом юбилее стоит думать нам".
По словам Портникова, именно реформы Гайдара стали "прямым и главным результатом" поражения путчистов в августе 1991 года. "Тогда на защиту новорожденной российской демократии встал народ. И именно этот народный мандат позволил первому президенту России Борису Ельцину решиться на куда более масштабные преобразования, чем во всех остальных (за исключением балтийских стран, разумеется) бывших республиках Советского Союза", – добавил журналист.
Он отметил, что гайдаровские реформы не привели к появлению демократической страны и экономики равных возможностей, так как имели корпоративный характер. "Потому что главной фигурой этих реформ оказался даже не сам Егор Гайдар, а отец российской приватизации Анатолий Чубайс. И приватизация эта привела к появлению не класса новых собственников, а кланов новых собственников – олигархов, чекистов, бандитов. Но самое главное – у российского общества не было никакого четко артикулированного и понимаемого гражданами запроса на реформы. Запрос на выход из нищеты – был. Запрос на более богатую жизнь – был. А запроса на экономику равного шанса – как не было, так и нет", – написал Портников.
После распада СССР в 1991 году в России начали проводить экономические реформы, они включали либерализацию цен и внешней торговли, а также приватизацию бывших союзных госпредприятий.