"Респираторные явления при COVID-19 остаются общими: заложенный нос, ломота в теле, высокая температура, изменение вкусов и запахов, першение в горле. Остается атипичная коронавирусная пневмония, которая протекает и лечится иначе, чем обычные пневмонии. А вот нарушения со стороны крови были не столь выражены в прошлом году, когда преобладали повреждения дыхательных органов. Сейчас наблюдаем, как у большинства пациентов (среди тех, кто попадает в стационар в тяжелом состоянии) развиваются инсульты, инфаркты – диагнозы, связанные с тромбообразованием", – рассказала Кобевко.
По ее словам, в Украине нет тщательных исследований этого явления, но в мире существует предположение, что вирус влияет на внутренние стенки сосудов, поэтому развиваются симптомы "со стороны крови".
"Тромбообразование приводит к быстрой смерти, даже молниеносной. Тромбоэмболия легочной артерии, то есть перекрытие этого сосуда тромбом – это мгновенная смерть в течение минут. Сейчас много молодежи, у которой развиваются летальные тромбозы", – рассказала инфекционист.
По словам Кобевко, украинские врачи на протяжении последнего года пользуются наработками не только украинского протокола. В большинстве случаев подход к каждому пациенту индивидуальный в зависимости от осложнений, которые у него развиваются.
"Эта практика существует до сих пор, мы постоянно вычитываем, какие появляются инновации в других странах, изучаем источники. Если видим соответствующую симптоматику, используем те средства, которые есть только в протоколе, например, Испании", – рассказала врач
Кобевко отметила, что работает в отделениях, которые оказывают медпомощь последнего уровня – туда везут самых "тяжелых" пациентов. По ее словам, мест в больницах всегда хватало, "потому что поставить кровать с матрасом нетрудно", но не хватает кислорода – мощности производства кислорода в Украине не справляются. Коллеги из Днепра, Харькова, Киева подтвердили ей, что у них аналогичные проблемы.
"В кислороде нуждаются все области, его доставка задерживается. Я не могу понять, почему мы, больше года живя в пандемии, еще не вошли в ритм, как это сделали другие страны. Для них "ковидные" отделения привычные, они знают, что туда всегда нужен кислород, персонал, лекарства. Это наработано", – отметила Кобевко.