Жительница маленького российского городка Судиславль Костромской области Людмила Малинина рассказала корреспонденту Newsweek о похоронах в темноте. Около восьми вечера грузовик остановился на кладбище рядом с ее домом, фары освещали землю для нескольких мужчин, которые спешно рыли могилу, "как если бы они были ворами и что-то скрывали", говорит Людмила. Эту сцену наблюдали и ее соседи, которые удивлялись, кому бы это понадобилось хоронить родственника в такое время.
Автор статьи Анна Немцова описывает, как российское общество испытало ужас известий о тайных похоронах солдат, погибших в Украине. О пропавших без вести сыновьях, звонках мужей с просьбой спасти их от отправки на войну, телах с отсутствующими конечностями, прибывающие в гробах в Нижегородскую, Оренбургскую, Псковскую, Мурманскую области, Дагестан и другие регионы России.
"Число погибших российских солдат выросло на более чем 200 человек с 12 августа по 2 сентября, в войне, которой официально нет", – отмечает журналист.
Один из солдат-наемников, который служил в Украине, описал "самый длинный август" своей жизни в телефонном интервью с Newsweek. Раненые друзья умирают в Ростовской больнице, "груз 200" отправляется домой и риск оказаться одним из отправленных – очень велик.
"Когда мы ехали в поезде в Ростов в прошлом месяце, я понятия не имел, что мы должны были ехать в Украину; мы все считали, что едем на базу для обычных учений. Если бы я знал, что это – на войну, я бы бросил все и вернулся обратно в Кострому. У меня двое маленьких детей дома", – рассказал десантник 331-го полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии РФ.
Шестой день перемирия на востоке Украины. Онлайн-репортаж
Среди его коллег мало кто понимал идею Путина создать "Новороссию" в Восточной Украине. А главным врагом России солдаты считали Америку. Через несколько дней на фронте под постоянным огнем десантник "отощал до костей", но не от голода, а от страха смерти, какого он прежде не испытывал. Его полк вернули в Ростов – выспаться, помыться, позвонить семье и переодеться в пустынный камуфляж без опознавательных знаков, который их жены должны были купить за собственные деньги.
Никаких дополнительных документов десантники не подписывали, хотя их контракты не предусматривают военных действий в иностранном государстве.
"Я никогда не пошел бы на это добровольно; но любые попытки избежать были бы бесполезны – они бы послали нас в мясорубку завтра; если бы кто-то сказал мне раньше правду, ни один из нас не подписался бы на $1000 в месяц, чтобы быть поджаренным в Украине", – говорит офицер лет тридцати, пожелавший не называть своего имени.
В Судиславле тем временем новость о ночных похоронах расходилась по городу, пока весь район не узнал правду: "Умерший – Дмитрий Кустов, убитый солдат, он служил с прошлого года", – сказала Людмила Малинина. 20-летний Дмитрий погиб в Украине в конце июля.