Сегодня, 7 апреля 2016 года, Апелляционный суд города Киева в третий раз подряд перенес рассмотрение дела по изменению меры пресечения заместителю командира добровольческой роты патрульной службы полиции особого назначения "Торнадо" Николаю Цукуру. Причина переноса – в зал судебных разбирательств не доставили подследственного, передает корреспондент издания "ГОРДОН".
В самом начале судебного заседания Цукуру предоставили возможность участвовать в процессе в режиме видеоконференции. Судья Апелляционного суда Дмитрий Сокуренко зачитал подозреваемому его права, предусмотренные 42-й статьей уголовно-процессуального кодекса Украины. В ответ замкомбата "Торнадо" заявил о нарушении своих прав.
"Я рассчитывал, что буду лично присутствовать в зале суда, и потому подал соответствующее ходатайство. Согласно уголовно-процессуальному кодексу, я имею право на конфиденциальное общение со своим адвокатом во время заседания, а также изучение документов, которые предоставляются прокуратурой. Но не могу этого сделать, потому что меня не доставили в зал суда. Считаю, что мои права грубо нарушены, и настаиваю на личном присутствии на апелляции", – сказал Цукур.
Суд удовлетворил просьбу задержанного и перенес заседание на 21 апреля на 11.00. Это будет уже четвертое заседание апелляционного суда по делу Цукура. Предыдущие три, по словам стороны защиты, были перенесены по формальным причинам: первое заседание должно было состояться 22 марта, но было отменено, так как Печерский суд Киева не доставил материалы дела в Апелляционный суд.
На второе заседание 30 марта неожиданно не явился представитель стороны обвинения – военный прокурор Руслан Кравченко. Согласно предоставленным в суд документам, Кравченко вызвали на другое дело. 7 апреля было третье заседание, которое, по причине недоставки подследственного в зал суда, было перенесено на 21 апреля.
Сторона защиты убеждена: прокуратура сознательно затягивала рассмотрение апелляции, чтобы объединить дело Цукура с делом первых девяти задержанных бойцов "Торнадо", которое проходит в Оболонском районном суде Киева в закрытом режиме. Вчера Главная военная прокуратура Украины официально сообщила, что дело Цукура и еще одного задержанного торнадовца Ильи Холода, согласно решению Высшего специализированного суда Украины, теперь объединено с делом первой партии задержанных бойцов "Торнадо".
7 апреля 2016 года, Апелляционный суд г. Киева, заседание по делу Николая Цукура. Подследственный (в правом верхнем углу снимка) наблюдал за процессом в режиме видеоконференции из помещения Лукьяновского СИЗО. Крайний слева – прокурор Руслан Кравченко, в центре – судья Дмитрий Сокуренко, внизу справа – адвокат Цукура Валерий Горда. Фото: Gordonua.com
Николая Цукура задержали утром 10 марта в Северодонецке по пути в Луганскую военно-гражданскую администрацию, где он проходил стажировку на должность начальника отдела по вопросу земельных отношений. Вечером того же дня замкомбата доставили в Киев, а 11 марта Печерский суд избрал ему меру пресечения в виде двух месяцев содержания в Лукьяновском СИЗО.
Военная прокуратура выдвинула против Цукура обвинения по трем статьям: 255-я, часть1 – участие в преступной организации, 365-я, часть 2 – превышение власти или служебных полномочий, 289-я, часть 3 – незаконное завладение транспортным средством.
Адвокаты обвиняемого убеждены: замкомбата задержали именно потому, что в суде "разваливается дело по первым девяти торнадовцам, и военной прокуратуре нужно максимально потянуть время, тем более, что Цукур был заявлен как свидетель".
17 июня 2015 года в Луганской области были задержаны первые несколько бойцов "Торнадо", включая командира роты Руслана Онищенко. Для всех суд избрал меру пресечения в виде ареста без залога. 18 июня глава МВД Арсен Аваков подписал приказ о расформировании роты. На сегодняшний день в СИЗО содержатся 13 торнадовцев, еще один объявлен в розыск. 7 октября 2015 года при попытке задержания был убит боец роты Виталий Дьякон с позывным Толстый.
По словам главного военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, задержанные бойцы подозреваются в похищении людей в зоне АТО и пытках. В "Торнадо" обвинения военного чиновника категорически отвергают, подчеркивая, что уголовные дела против бойцов роты появились сразу после того, как добробаты начали останавливать поезда с контрабандным углем, металлом и лесом, ежесуточно курсирующие через линию разграничения.
О контрабанде в зоне АТО Николай Цукур впервые сообщил "ГОРДОН" в мае 2015 года. В интервью изданию, а также на ток-шоу "Шустер LIVE" замкомбата впрямую обвинил своего тогдашнего руководителя, начальника Главного управления МВД в Луганской области генерал-лейтенанта Анатолия Науменко, в "крышевании контрабанды и бизнес-сотрудничестве с боевиками". Через сутки после эфира дом Цукура в оккупированном Перевальске в Луганской области сожгли неизвестные.
После инцидента Цукур заявил: "Мое выступление угрожало прежде всего Науменко, у которого "серый" бизнес с сепаратистами. И я, и мой комбат (Руслан Онищенко, комбат "Торнадо". – "ГОРДОН") неоднократно подавали рапорты на имя Науменко о контрабанде в зоне АТО. Ответа не было. Более того, 2 апреля, когда мы собирались заблокировать поезд с контрабандным углем, который ехал из оккупированного Луганска в Счастье, поступил приказ от Науменко немедленно передислоцировать наш батальон на базу", – сказал Цукур.
По информации замкомбата, поезд из Луганска в Счастье ходит ежесуточно, везет незаконно добытый уголь, а обратно – продукты и вещи. "Одна ходка – это 10 миллионов гривен чистой прибыли. Этот бизнес крышует Науменко", – заявил Цукур.