Почти половина смертей пришлась на первый год после объявления "частичной мобилизации" осенью 2022 года, гласят данные из открытых источников.
Мобилизация задумывалась как выборочная, но на практике в армию забирали студентов, пожилых, инвалидов и даже многодетных отцов. Были случаи вручения повесток умершим. Бурятия стала символом жесткой мобилизации: мужчин забирали с улиц, часто без медкомиссии, говорится в публикации.
Средний возраст погибших мобилизованных – 35 лет. Первые смерти фиксировались уже в пунктах сбора: десятки людей умерли от болезней, отсутствия медпомощи или несчастных случаев, некоторые покончили с собой.
Первый установленный нами мобилизованный умер уже на пятый день после объявления "частичной мобилизации". 40-летний Борис Шаваев из Ингушетии умер прямо во время утреннего построения на плацу. Ранее в военкомате мужчина прошел медицинскую комиссию, на здоровье не жаловался. При этом юристы и правозащитные организации приводили примеры, когда на фронт попадали люди с тяжелыми болезнями сердца, ограниченной подвижностью или инвалидностью.
Некоторых мобилизованных отправляли на фронт всего через несколько дней после мобилизации. Например, Александр Шпагин из Липецкой области погиб на фронте всего через неделю после начала мобилизации. Всего за первые три месяца, согласно данным журналистов, погибли 1092 мобилизованных.
Нехватка подготовки и снаряжения сделала мобилизованных крайне уязвимыми, пишет издание. Первые подразделения "затыкали дыры" на фронте, из-за чего тысячи погибли в первые месяцы, говорится в статье. Массовые потери пришлись на Угледар и Авдеевку. В результате удара HIMARS по Макеевке в январе 2023 года погибли более 150 человек, в том числе 147 мобилизованных, пишут СМИ.
По оценкам, за первый год мобилизации погибли 6264 человека – 42% всех потерь. В 2023 году мобилизованных чаще использовали во вторых эшелонах, но затем они снова участвовали в наступлениях.
Многие мобилизованные жалуются, что их вынуждают подписывать контракты, угрожая отправкой в штурмовые подразделения. Даже те, кто по закону имеет право вернуться домой, сталкиваются с отказами госпиталей и военных комиссий.
Несмотря на обещания заменить мобилизованных контрактниками, Кремль продолжает использовать их на фронте, говорится в публикации. Эксперты отмечают, что Россия ценой огромных потерь смогла выиграть время для подготовки армии, но вопрос о судьбе мобилизованных после войны остается открытым.